Подростковые лагеря в Преображенском братстве являются частью целостного и последовательного подхода к воцерковлению подростков. Они проводятся с целью помочь подросткам обрести опыт совместной молитвы и жизни, усвоить основы православной веры, а также приобщиться к истории нашей страны.
Занимаясь вместе с подростками, мы стараемся делать акцент на истории России. Принципиально важно, чтобы ее изучение строилось не идеологически, не на отрицании или принижении истории и культуры других стран, но на понимании богатства и ценности нашей страны.
Сроки проведения такого лагеря – это десять дней летом, но к ним же можно отнести подготовку, которая проводится в течение нескольких месяцев, и подведение итогов.
В ходе подготовки, кроме совместного участие в молитве в храме, чтения Священного писания, изучаются исторические источники, различная литература, проводятся совместные встречи и семинары.
Для понимания смысла важнейших событий в жизни, мы считаем важным дать подростку не только общие сведения, но попытаться вместе всмотреться в детали. Именно для этого важно постараться поставить конкретные цели и решить достаточно узкие задачи. Исходя из этого выбирается тема лагеря. «Домонгольская Русь глазами подростка XXI века» – тема прошедшего летом 2014 года подросткового лагеря.
Отправляясь в путешествие, мы преследовали следующие цели:
Во-первых, посмотреть как в данном месте память о Древней Руси, ее героях, святых, важных событиях хранится в памятниках, в письменности, архитектуре, в памяти местных жителей. Что собой представляет эта память и почему?
Во-вторых, на примере данного места и его истории ответить на два вопроса: почему был такой быстрый расцвет Древней Руси: её государственности, культуры и почему такое относительно быстрое падение.
В-третьих, показать внутреннее единство древнерусского народа при внешних культурных и бытовых различиях жизни в разных землях.
Осознавая сложность поставленной задачи, мы, тем не менее, не собирались давать подросткам однозначно правильных ответов, но постарались, размышляя вместе с ними, пробудить интерес к этому периоду истории. Постараюсь показать, как это получилось в прошедшем году.
Хотел бы отметить, что непосредственное проведение юношеского лагеря состоит из двух частей: экспедиции (небольшими группами по 10-15 человек, включая руководителей) и общий лагерь (в него съезжаются все экспедиционные группы).
Подростки участвуют в подготовке экспедиции: от продумывания маршрута по определенным городам с посещением храмов и монастырей, музеев и культурно-исторических центров до организации проживания, питания и переездов.
В этом году нам удалось посетить более десятка городов, в которых есть разные памятники Домонгольской Руси: Великий Новгород, Смоленск, Псков, Старая Русса, Владимир, Муром, Старая Рязань, Полоцк, Витебск, Суздаль, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский. К сожалению, не удалось побывать в Киеве и Чернигове, которые тоже, безусловно, являются центральными городами рассматриваемого нами периода.
Каждая группа подростков успевала посетить от двух до четырех городов, где были проведены встречи с историками, краеведами, археологами, с православными священниками. Кроме того, мы побывали в музеях, провели ряд тематических встреч в группах и ежедневно подводили итоги.
Общий лагерь проходил в течение пяти дней сразу после экспедиций. Каждая экспедиционная группа готовила краткую презентацию и рассказывала о тех местах, где побывала. Кто-либо из руководителей (историк или специалист в данной области) подводил итог, помогал расставить акценты. Кроме этого, проводились вопросно-ответные лекции на историческую тему, встречи, на которых затрагивались духовно-нравственные вопросы – о выборе, вере, свободе, любви, ответственности, труде, взаимоотношении между людьми, а также по теме экспедиций.
Отдельного внимания заслуживает встреча о Первой Мировой войне, которую провел один из руководителей направления «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства, канд. ист. наук Владимир Лавренов. Мы увидели на разных фотографиях лица тех людей, которые тогда жили, которые были частью утерянной ныне России. Хотя это и выходит за рамки рассматриваемого нами исторического периода, но в год 100-летия со дня её начала невозможно было не коснуться этой страницы истории нашей страны.
Как и обычно это бывает, в лагере каждый день была молитва (утром и вечером), во время которой читались заранее подобранные отрывки из Священного писания (Ветхого и Нового заветов), звучала проповедь или разъяснение, ориентированное на подростков.
В ходе подобных экспедиций и лагерей прививаются вкус к красоте и правде, уважение и любовь как к своей стране и народу, так и к народам, имеющим другие культурные и даже религиозные корни. Такие экспедиции и лагеря, как и само общение подростков друг с другом, со старшими и разными людьми в других городах, безусловно, пробуждает интерес к истории своей страны.
За время экскурсий, посещения археологических раскопок и общения у ребят появляются навыки различения подлинного и подделки, умение исследовать и рассуждать, задавать вопросы, в т.ч. и «неудобные», и, что крайне важно для подростков, умение трудиться ради других.
Исторические персонажи оживают в сознании ребят, и, видя примеры достойных людей и плоды их выбора жизненного пути, они сами научаются выбирать и жить достойно, руководствуясь своей верой, совестью, конечно, Священным писанием и церковным преданием, которые раскрываются для них с большей ясностью.