Путешествие в Древнюю Русь

30 января 2015
В продолжение темы «Как воцерковлять детей?» мы публикуем доклад о подростковых лагерях Преображенского братства, сделанный Дмитрием Дорошко, руководителем подростковой группы, на секции «Святая Русь – тропой следопыта», направление «Церковь и молодежь» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Дмитровский собор, г. Владимир
Дмитровский собор, г. Владимир

Организация подростковых лагерей в Преображенском братстве

Подростковые лагеря в Преображенском братстве являются частью целостного и последовательного подхода к воцерковлению подростков. Они проводятся с целью помочь подросткам обрести опыт совместной молитвы и жизни, усвоить основы православной веры, а также приобщиться к истории нашей страны.

Занимаясь вместе с подростками, мы стараемся делать акцент на истории России. Принципиально важно, чтобы ее изучение строилось не идеологически, не на отрицании или принижении истории и культуры других стран, но на понимании богатства и ценности нашей страны.

Сроки проведения такого лагеря – это десять дней летом, но к ним же можно отнести подготовку, которая проводится в течение нескольких месяцев, и подведение итогов.

В ходе подготовки, кроме совместного участие в молитве в храме, чтения Священного писания, изучаются исторические источники, различная литература, проводятся совместные встречи и семинары.

Углубление в историю страны, народа, церкви

Для понимания смысла важнейших событий в жизни, мы считаем важным дать подростку не только общие сведения, но попытаться вместе всмотреться в детали. Именно для этого важно постараться поставить конкретные цели и решить достаточно узкие задачи. Исходя из этого выбирается тема лагеря. «Домонгольская Русь глазами подростка XXI века» – тема прошедшего летом 2014 года подросткового лагеря.

Участники экспедиции подходят под благословение к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию
Участники экспедиции подходят под благословение к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию

Отправляясь в путешествие, мы преследовали следующие цели:

Во-первых, посмотреть как в данном месте память о Древней Руси, ее героях, святых, важных событиях хранится в памятниках, в письменности, архитектуре, в памяти местных жителей. Что собой представляет эта память и почему?

Во-вторых, на примере данного места и его истории ответить на два вопроса: почему был такой быстрый расцвет Древней Руси: её государственности, культуры и почему такое относительно быстрое падение.

В-третьих, показать внутреннее единство древнерусского народа при внешних культурных и бытовых различиях жизни в разных землях.

Осознавая сложность поставленной задачи, мы, тем не менее, не собирались давать подросткам однозначно правильных ответов, но постарались, размышляя вместе с ними, пробудить интерес к этому периоду истории. Постараюсь показать, как это получилось в прошедшем году.

Экспедиции и общий лагерь

Хотел бы отметить, что непосредственное проведение юношеского лагеря состоит из двух частей: экспедиции (небольшими группами по 10-15 человек, включая руководителей) и общий лагерь (в него съезжаются все экспедиционные группы).

Раскопки, г. Великий Новгород
Раскопки, г. Великий Новгород

Подростки участвуют в подготовке экспедиции: от продумывания маршрута по определенным городам с посещением храмов и монастырей, музеев и культурно-исторических центров до организации проживания, питания и переездов.

В этом году нам удалось посетить более десятка городов, в которых есть разные памятники Домонгольской Руси: Великий Новгород, Смоленск, Псков, Старая Русса, Владимир, Муром, Старая Рязань, Полоцк, Витебск, Суздаль, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский. К сожалению, не удалось побывать в Киеве и Чернигове, которые тоже, безусловно, являются центральными городами рассматриваемого нами периода.

Музей самоваров, г. Касимов
Музей самоваров, г. Касимов
Колокольня Ризоположенского монастыря, г. Суздаль
Колокольня Ризоположенского монастыря, г. Суздаль
Урок истории Древней Руси, Кремль, г. Суздаль
Урок истории Древней Руси, Кремль, г. Суздаль

Каждая группа подростков успевала посетить от двух до четырех городов, где были проведены встречи с историками, краеведами, археологами, с православными священниками. Кроме того, мы побывали в музеях, провели ряд тематических встреч в группах и ежедневно подводили итоги.

Музей, панорама Старой Рязани, г. Рязань
Музей, панорама Старой Рязани, г. Рязань
г. Кидекша
г. Кидекша
г. Витебск
г. Витебск

Общий лагерь проходил в течение пяти дней сразу после экспедиций. Каждая экспедиционная группа готовила краткую презентацию и рассказывала о тех местах, где побывала. Кто-либо из руководителей (историк или специалист в данной области) подводил итог, помогал расставить акценты. Кроме этого, проводились вопросно-ответные лекции на историческую тему, встречи, на которых затрагивались духовно-нравственные вопросы – о выборе, вере, свободе, любви, ответственности, труде, взаимоотношении между людьми, а также по теме экспедиций.

Общий лагерь, лекция по истории Древней Руси
Общий лагерь, лекция по истории Древней Руси
Общий лагерь, мастерская по изготовлению пасхальниц
Общий лагерь, мастерская по изготовлению пасхальниц
Мастерская по изготовлению сумок
Мастерская по изготовлению сумок

Отдельного внимания заслуживает встреча о Первой Мировой войне, которую провел один из руководителей направления «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства, канд. ист. наук Владимир Лавренов. Мы увидели на разных фотографиях лица тех людей, которые тогда жили, которые были частью утерянной ныне России. Хотя это и выходит за рамки рассматриваемого нами исторического периода, но в год 100-летия со дня её начала невозможно было не коснуться этой страницы истории нашей страны.

Как и обычно это бывает, в лагере каждый день была молитва (утром и вечером), во время которой читались заранее подобранные отрывки из Священного писания (Ветхого и Нового заветов), звучала проповедь или разъяснение, ориентированное на подростков.

Общий лагерь, чтение Священного писания
Общий лагерь, чтение Священного писания

***

В ходе подобных экспедиций и лагерей прививаются вкус к красоте и правде, уважение и любовь как к своей стране и народу, так и к народам, имеющим другие культурные и даже религиозные корни. Такие экспедиции и лагеря, как и само общение подростков друг с другом, со старшими и разными людьми в других городах, безусловно, пробуждает интерес к истории своей страны.

За время экскурсий, посещения археологических раскопок и общения у ребят появляются навыки различения подлинного и подделки, умение исследовать и рассуждать, задавать вопросы, в т.ч. и «неудобные», и, что крайне важно для подростков, умение трудиться ради других.

Исторические персонажи оживают в сознании ребят, и, видя примеры достойных людей и плоды их выбора жизненного пути, они сами научаются выбирать и жить достойно, руководствуясь своей верой, совестью, конечно, Священным писанием и церковным преданием, которые раскрываются для них с большей ясностью.

Дмитрий Дорошко, доклад «Путешествие в Древнюю Русь: подростковые экспедиции 2014 года по городам домонгольской Руси как путь воспитания исторического сознания, церковного единства и патриотизма»
загрузить еще