Покаяние в Церкви и обществе

Площадка с таким названием, подготовленная Вознесенским, Спасским и Свято-Архангельским малыми православными братствами, прошла в рамках фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности»

Участниками разговора о покаянии стали Жан-Франсуа Тири, директор Культурного центра «Покровские ворота» и издательства «Духовная библиотека», член католического духовного движения «Общение и освобождение» (Москва); Наиля Аглиуллина, пресвитер протестантской церкви «Краеугольный камень» (Казань); Дмитрий Строцев, поэт, издатель трудов митрополита Сурожского Антония (Минск); Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» (Москва); Анна Шмаина-Великанова, доктор культурологии, библеист, гебраист и переводчик, доцент Центра изучения религий РГГУ (Москва). Вели встречи на фестивальной площадке – Олег Ермолаев, председатель Спасского малого братства, Юлия Марнова, председатель Вознесенского малого православного братства и священник Иоанн Привалов.

Первая часть встречи была посвящена теме покаяния в Церкви, и под церковным покаянием понималось именно возвращение ко Христу как Источнику жизни и Первой любви (Откр. 2:1-5). Для размышления были предложены три вопроса: по каким признакам можно понять, что происходит расхождение между призванием и жизнью христианина, церковной общины или братства; какой существует опыт покаяния и возвращения к первоначальному призванию; какими могут быть плоды такого покаяния.

«Есть момент в нашей жизни, когда встреча с Господом становится краеугольным камнем. Мы обретаем жизнь в этой встрече, но потом можем потерять ее», – сказал Жан-Франсуа Тири. Признаки этой потери: жизнь прошлым, отдалённость сердца от Христа, формализм веры, пассивное пребывание в общине, движении. Если есть скука, ностальгия, нет удовлетворённости сделанным, то человек может проснуться и задаться вопросом: отчего так происходит? Жан-Франсуа привёл слова, сказанные Папой Франциском во время встречи с членами движения «Общение и освобождение» («Communione e Liberazione»): «Следует помнить, что в центре пребывает не харизма, центр может быть лишь один – Иисус, Иисус Христос! Когда я ставлю в центр мой духовный метод, мой духовный путь и мой собственный способ идти по нему, я сворачиваю с дороги. Всю духовность, все церковные харизмы нужно "децентрализовать": в центре пребывает лишь Господь!» Верность традиции проявляется в том, чтобы поддерживать живым пламя первой встречи и не поклоняться пеплу. Глубокое покаяние приводит к исцелению. Как можно понять, что оно наступило? Приходит зрелость. «Только взрослея в близости со Христом, мы способны достичь полноты нашей жизни и стать самими собою. Наша проблема в том, что мы не ищем Христа день и ночь, а заполняем дни своими планами. И наступает забвение. Инициатива за Господом, а мы можем принять Его любовь, Его милосердие и вернуться к Его Любви. Блудному сыну есть куда возвращаться, и там всегда найдётся откормленный телёнок», – подытожил Жан-Франсуа Тири.

В центре – Жан-Франсуа Тири
В центре – Жан-Франсуа Тири

Наиля Аглиуллина рассказала, что понимание покаяния как потери Первой любви вошло в её жизнь тринадцать лет назад. После яркого начала Христос стал для неё чем-то «само собой разумеющимся». А понимание, что что-то не так, пришло через общину, в которой «не стало единства, Божьего присутствия»... Глубокое покаяние спасло и саму Наилю Джанбековну, и её общину. На её запрос Господь ответил обновлением жизни: «…а когда нас касается Любовь, то снимается покрывало с нашего сердца, и мы видим, где согрешили. Главное наше призвание – быть сосудами Любви, и тогда мы можем передавать Любовь. Если есть Любовь посреди нас, то через покаяние будет и возможность встретить Бога, потому что Бог есть Любовь».

В центре – Наиля Аглиуллина
В центре – Наиля Аглиуллина

Дмитрий Строцев размышлял о связи желания и покаяния. По его словам, желание для современного человека – это мерило всех вещей. Если желание пропадает, то пропадает и мерило жизни. Митрополит Сурожский Антоний говорил, что человек приходит к Богу из трёх состояний: с позиции раба, (раб думает – покорюсь, но в случае чего – восстану), наёмника (готового служить бизнесмену, но при лучших условиях – изменить) и блудного сына, который возвращается к отцу. В Евангельской притче о блудном сыне мы все видим покаяние сына, но не готовы увидеть покаяние отца, который, прикасаясь к первым, прежним одеждам сына, думал – почему сын ушёл, в чем вина отца. И покаяние стало созревать в его сердце. Владыка Антоний называет покаянием примирение, которое выходит из желания покаяния, а оно открывает для нас новые возможности, даёт нам новый язык общения.

Дмитрий Строцев
Дмитрий Строцев

Подводя итог первой части, священник Иоанн Привалов напомнил известные слова – «наше дело разложить костёр, а Огонь упадёт с неба».

 

Вторая часть фестивальной площадки была посвящена покаянию в обществе. Поскольку речь шла не об абстрактном покаянии и не об абстрактном обществе, а о покаянии собравшихся в зале, то под покаянием было предложено понимать охристовление внутренней и внешней жизни каждого из нас. Эпиграфом к этой встрече стали слова поэта и мыслителя Ольги Седаковой, сказанные ею два года назад на первом Преображенском фестивале: «Прежде чем говорить о предложенной мне теме, покаянии, я начну с общего вопроса, поставленного на нашей встрече: что может Церковь принести в общество? Когда-то, на заре реабилитации Церкви, этот вопрос задали С.С. Аверинцеву, и он ответил: "Христа! Все другое могут принести и другие человеческие учреждения"».

Анна Шмаина-Великанова рассказала о том, как покаяние понималось в Священном писании, и о его прямой связи с радостью, подвигом и жертвой.

Анна Шмаина-Великанова
Анна Шмаина-Великанова

Священник Иоанн Привалов предложил вернуться к покаянию тех, кто собрался в зале: «Наше покаяние – в возвращении ко Христу, как к Главе и Господину нашей внутренней и внешней жизни. Каждый из нас так или иначе интегрирован в жизнь общества. Поэтому покаяние общества начинается с нас и в нас. Мы не должны много думать о себе, но "невозможное человекам – возможно Богу". Если мы будем давать простор действию Христа в нас и через нас, то многое изменится».

В центре – священник Иоанн Привалов
В центре – священник Иоанн Привалов

Ведущий встречи Олег Ермолаев поблагодарил всех, кто принимал участие в фестивальной площадке, и предложил трудиться во Славу Божью, чтобы никакая неправда не вошла в наши сердца, в наше общество, в наш народ, но чтобы свет Христов просвещал всех.

Олег Ермолаев
Олег Ермолаев


Материал подготовили Ольга Булгакова, Вера Дружинина, Татьяна Глушко, Светлана Кузнецова


Фото Вадима Слепнева, Марии Кайковой
конец!

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку