«Он любил Церковь Божью и всю свою жизнь положил на её возрождение»

Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения протопресвитера Виталия Борового
Отец Виталий Боровой
Отец Виталий Боровой

Виталий Михайлович Боровой родился 18 января 1916 года под Вильно в небольшом белорусском селе Нестеровка на территории Польши (ныне Витебская область) в бедной крестьянской семье. По свидетельству самого о. Виталия, он имел глубоко верующую мать. После окончания 7-классной народной польской школы по благословению и ходатайству матери и местного священника поступил в 4-й класс Виленской Духовной семинарии (1929) за казённый счёт, обнаружив уже тогда незаурядные способности. Виталий Боровой окончил семинарию не просто первым учеником класса, а учеником, успеваемость которого, также как своё время проф. Василия Васильевича Болотова, была оценена над принятой тогда нумерацией. С 1936 по сентябрь 1939 года учился на православном Богословском факультете Варшавского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров: философа и богослова Николая Сергеевича Арсеньева, историка Михаила Валериановича Зызыкина, патролога архим. Георгия (Пирадзе) и др. Был старостой курса; за личное благочестие, знания и пророческий дух, который в нём видели товарищи, получил от них прозвище «Моисей».

После прекращения занятий в университете в связи с началом войны и оккупацией Польши Виталий Боровой вернулся в родную деревню, которая с 1939 года стала относиться к территории СССР. С 1941 года был делопроизводителем Минской духовной консистории, а затем секретарём Минского митр. Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко).

Осенью 1944 года о. Виталий был рукоположен и назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся его пастырский и проповеднический дар. В 1945–1946 годах по поручению архиеп. Василия (Ратмирова) он возглавил в Жировицах организацию богословских курсов, впоследствии преобразованных в Минскую духовную семинарию. Несколько лет его жизни было отдано служению в этом учебном заведении как преподавателя церковной истории, инспектора и секретаря правления семинарии.

В 1953 году о. Виталий экстерном окончил Ленинградскую духовную академию (ЛДА) со степенью кандидата богословия, возведен в сан протоиерея. В 1954 году – назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней церкви, защитил магистерскую диссертацию и получил степень почётного доктора богословия ЛДА. В разные годы о. Виталию была присвоена степень доктора богословия Московский духовной академии, Бернского университета (Швейцария), Карлова университета (Чехия), Свято-Владимирской семинарии (США). О. Виталий Боровой учрежден в звании профессора ЛДА (1962) и Московской духовной академии (МДА, 1972) по кафедре западных исповеданий. Период его участия в жизни самых крупных духовных учебных заведений страны ознаменован тем, что он воспитал целый ряд современных учёных и богословов. Отец Виталий хорошо знал русское религиозно-философское возрождение, труды святых отцов и Священное писание, историю Византии и историю Русской церкви и умел делать выводы из истории и богословия. О. Виталий Боровой был, может быть, лучшим богословом Русской церкви второй половины ХХ века внутри СССР и России.

В 1956 году к возобновившимся собеседованиям историков и богословов РПЦ и Англиканской Церкви о. Виталий Боровой подготовил доклад «Символы веры и Соборы», явив блестящее знание богословия, догматики, каноники, церковной истории, после чего был замечен иерархией РПЦ и привлечён к дипломатической и церковно-административной работе. Сам же о. Виталий считал себя, прежде всего, профессором и вспоминал годы работы в ЛДА на кафедре профессора Василия Васильевича Болотова как время осуществившейся мечты.

С 1959 года о. Виталий Боровой – сотрудник Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата, где занимал ряд ответственных должностей (в том числе долгое время являлся зам. председателя отдела), с 1997 года и практически до конца своих дней был внештатным консультантом. Преподавал в аспирантуре при ОВЦС. По воспоминаниям очевидцев, делал это живо, искренне, всегда учитывая большую возможную перспективу своих слушателей.

В течение многих лет о. Виталий был активным участником международных и церковных форумов. С 1962 года (в 1962–66 и в 1978–85 годах) был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем церкви в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ. По инициативе Русской церкви на III Ассамблее ВСЦ в официальные документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христианских конфессий является исповедание Святой Троицы. Это предложение было высказано и разработано о. Виталием Боровым. В течение долгого времени он трудился в качестве заместителя директора комиссии «Вера и церковное устройство» при ВСЦ, а также в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях II Ватиканского собора (1962–1965). Участвовал в работе многих всеправославных и двусторонних форумов и диалогов с инославными церквами. С 1960-х годов сотрудничал с Конференцией европейских церквей, Национальным советом церквей Христа в США и Экуменическим советом церквей Канады.

О. Виталий был церковным дипломатом самого высокого класса, много раз испытывал гонения и угрозы. Совершая бесстрашные шаги, играл одну из ведущих ролей в движении за примирение и единство христиан во второй половине ХХ века. С другой стороны, сам о. Виталий всегда рассматривал свою международную и дипломатическую деятельность, в первую очередь, как площадку для возможно более действенной помощи тогда гонимой Матери-Церкви. Личные качества и профессионализм позволили о. Виталию иметь довольно доверительные отношения с многими выдающимися церковными деятелями, влиявшими на судьбу церкви. В свою очередь, авторитет и положение о. Виталия Борового позволяли и ему влиять на ход истории церкви второй половины ХХ века.

В 1973–1978 годах о. Виталий в сане протопресвитера был настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 1984 года – почётным настоятелем московского храма Воскресения Словущего. О. Виталий являл собой образ мудрого и бесстрашного пастыря, прекрасного и смелого проповедника. Он был в числе тех немногих духовных лиц, которые в Москве советского времени имели решимость принимать людей и открыто проповедовать. В 1970-е годы под его пастырским окормлением выросло целое поколение молодых людей, многие из которых стали священниками, ныне несут ответственные церковные служения. О. Виталий щедро делился со всеми своей любовью к православной церкви, православному богословию, традиции и духовности, показывал верность Русской православной церкви и её пастве, готовность к общению и диалогу со всеми братьями и сёстрами во Христе и со всеми людьми доброй воли. Для многих он был не просто примером живой и глубокой веры, но и образцом, камертоном православия.

По словам свидетелей служения о. Виталия в Богоявленском соборе, он уже тогда говорил о духовном возрождении в нашей стране, об открытии храмов. Говорил о том, что в будущей церкви в центре будет не личное благочестие, не приходская жизнь, а подчёркивал важность общинной жизни. Часто о. Виталий говорил о необходимости «новой христианизации Руси» и духовного образования. Он всегда охотно общался с молодёжью, видя в ней будущее церкви. Поразительно, что и в 90 лет о. Виталий мог «держать» большую аудиторию, долго и ярко проповедовать, ему всегда было что сказать людям.

В 1980–90 годы о. Виталий участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях, в том числе во II Международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси (1987), «Язык Церкви» (1998), «Предание Церкви и предание школы» (1999) и многих других.

С 1996 года и до своей кончины о. Виталий был членом Попечительского совета Свято-филаретовского института и участником всех значительных событий в его жизни. Он много проповедовал в часовне СФИ, читал в институте лекции.

Несмотря на сложившиеся жизненные обстоятельства, список опубликованных трудов о. Виталия достаточно солиден. Главным образом это статьи в различных российских и западных периодических журналах и научно-богословских изданиях, публикации в сборниках всевозможных конференций, съездов и симпозиумов. Также он написал для церкви труды, под которыми не было возможности поставить его подпись.

Целый ряд даров и церковных служений о. Виталия представляют собой не просто факт его биографии или факт биографии ближайшего круга его духовных чад и коллег, но является заметным событием в жизни церкви второй половины ХХ века. Это его пастырский и проповеднический дар, служение на ниве духовного просвещения, труд богослова и учёного, дипломатическая и церковно-административная работа. И везде о. Виталий показал себя настоящим профессионалом. Его наследие, которое сейчас неизвестно почти никому, кроме узкого круга людей, ещё будет выявляться и собираться.

Надеемся, что о. Виталий Боровой займёт достойное место в общей памяти нашей церкви. Он неустанно свидетельствовал о Христе, любил Церковь Божью и всю свою жизнь положил на её возрождение. О. Виталий умел в любых, даже самых неподходящих для этого условиях всегда говорить правду. Старался поддерживать всё живое в церкви, ценил вещи неформальные, исходящие изнутри традиции, и любил напоминать слова Василия Васильевича Болотова о том, что для церкви канонично всё, что для неё реально и всерьёз полезно.

Скончался о. Виталий на 93-м году жизни в день Благовещения Пресвятой Богородицы 2008 года.

О. Виталий (справа) на Съезде Всемирного совета церквей в Женеве
О. Виталий (справа) на Съезде Всемирного совета церквей в Женеве
О. Виталий в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (на фото слева — настоятель храма о. Георгий Кочетков, справа — Сергей Аверинцев), 1995 год
О. Виталий в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (на фото слева — настоятель храма о. Георгий Кочетков, справа — Сергей Аверинцев), 1995 год
О. Виталий (справа) на открытии 1996|1997 учебного года в СФИ
О. Виталий (справа) на открытии 1996|1997 учебного года в СФИ

Ольга Филиппова


Информационная служба СФИ

загрузить еще