«Он достоин чести почитаться святым»

21 февраля 2014
Сегодня исполняется десять лет со дня кончины нашего великого старшего современника Сергея Сергеевича Аверинцева

Сегодня исполняется десять лет со дня кончины нашего великого старшего современника, ученого, «рыцаря христианства»1, члена Попечительского совета Свято-Филаретовского института Сергея Сергеевича Аверинцева. То, что Господь сказал через него, будет еще осмысляться в церкви и обществе многие годы, а мы предлагаем вспомнить Сергея Сергеевича как члена Преображенского братства, обратившись к воспоминаниям тех, кто с ним непосредственно общался.

Сергей Сергеевич познакомился с будущим отцом Георгием Кочетковым в 1970-е годы. В начале 1980-х бывал у него в Ленинграде во время учебы отца Георгия в Ленинградской духовной академии, где как-то раз совершенно потряс греческих студентов-монахов, прочитав им несколько обширных фрагментов из акафиста на греческом языке.

– Мы часто пересекались на конференциях, я подходил к нему, задавал вопросы, мы беседовали, – вспоминает священник Георгий Кочетков. – Потом, в начале восьмидесятых, он приехал в Ленинград и был в Духовной академии. Я в качестве студента принимал его там. Прошли встречи со студентами, хотя официального приема не было. С этого момента началось наше более глубокое общение. А когда в конце 1980-х годов нашей общине дали храм в подмосковных Электроуглях, он приезжал туда. Неоднократно мне приходилось бывать на квартире у Сергея Сергеевича. Я считал, что таких значимых для Церкви людей нужно особенно поддерживать.

Сергей Сергеевич называл отца Георгия Кочеткова своим духовным отцом. В свою очередь и отец Георгий «ощущал его, если угодно, своим духовным отцом»:

– Тем более, что я учился у него с шестидесятых годов: читал все его произведения, ходил на его лекции.

Постепенно, переходя вслед за отцом Георгием в другие храмы, Сергей Сергеевич стал помогать в алтаре, служить чтецом (по-гречески «анагност»), проповедовать с церковного амвона.

– Я всегда старался в храме давать ему возможность проповеди, чтения или служения, и я видел, какое это имело значение для него самого, - говорит отец Георгий Кочетков. – Он очень этого хотел, он этого жаждал – он хотел служить, несмотря ни на что, несмотря на все неблагоприятные моменты, какие были в церкви и в обществе, или в нём самом, или в нас.

По словам Александра Копировского, вначале чтец Сергий, облаченный в стихарь, выносил свечу неуверенно и даже несколько неуклюже, за что получил замечание от одной из пожилых ревностных прихожанок, Аллы Даниловны. Она предложила ему потренироваться в выносе свечи дома с собственным сыном Ваней. Это предложение Аверинцев смиренно выполнил и на следующей службе спросил у нее: «А сегодня у Вас есть ко мне претензии?». «Никаких», – последовал ответ. «Вот что значит вовремя выругать человека», – с удовлетворением констатировал Сергей Сергеевич.

На Преображение 1991 года Аверинцев участвовал во втором соборе Преображенского братства, который проходил во Владимирском храме на тот момент бывшего Сретенского монастыря. В это время в Москве шел путч ГКЧП, на улицах были БТРы. Несмотря на это, после литургии братство прошло большим крестным ходом по Большой Лубянке. Впереди  вместе с отцом Георгием Кочетковым шел С.С. Аверинцев с Библией в руках.

-- Он и Библия – в этом я вижу что-то неразрывное. Для него это было то самое оружие, тот самый «меч духовный, который есть Слово Божие», как сказал апостол Павел. И сила этого меча чувствовалась: меч как бы отражал силы зла. Это была духовная брань, – говорил позже отец Георгий.

Вскоре Аверинцев стал преподавателем Свято-Филаретовского института, читал лекции не только культурологического, но и богословского характера. В 1996 году он вошел в Попечительский совет института. В него традиционно приглашаются люди, с которых можно брать пример и кто реально участвует в его работе, помогает и поддерживает не просто добрым словом, но и советом, а если нужно - и критикой. Именно так участвовал в работе института Сергей Сергеевич.

В 1997 году, когда отца Георгия и братство несправедливо обвинили, Сергей Сергеевич сразу же встал на их защиту. Его обращение к патриарху по этому поводу было опубликовано в парижской газете «Русская мысль». Оно начиналось словами: «Как Вы знаете, Ваше Святейшество, и я, грешный, прихожанин храма Успения в Печатниках, и не стану отказываться от уз, меня с приходом соединяющих; менее всего – в минуту, для него столь горькую. Не скрою также, что мне трудно вообразить себе лиц, которых я знаю, за делом, до такой степени на них непохожим...».

В те же годы С. С. Аверинцев был одним из самых деятельных членов редколлегии издаваемого Свято-Филаретовским институтом и Преображенским братством журнала «Православная община».

Аверинцев никогда не был для нашего братства и института «брендом», – вспоминает Александр Копировский. – Было видно, что ему у нас нравилось, он здесь чувствовал себя и вел себя очень органично, потому что мы его ни к чему не «припрягали». Наш журнал «Православная община», в редколлегию которого он входил, он читал полностью, где-то возражал, где-то поправлял. Громы и молнии тоже иногда были, но очищающие.

Будучи знатоком многих древних и современных языков, Аверинцев последовательно и непреклонно выступал в защиту переводов богослужения на «высокий» русский язык, выполненных отцом Георгием Кочетковым, и сам принимал непосредственное участие в редактировании этих переводов. Когда эти переводы были изданы, предисловие к ним написал Сергей Сергеевич. Но, конечно, его деятельность далеко выходила за рамки перечисленного выше:

Сергей Сергеевич Аверинцев для церковного народа больше, чем старец, – считает отец Георгий Кочетков. – Он больше, чем учёный для интеллигентного и учёного мира; он больше, чем переводчик для любителей Слова Божьего и знатоков Священного писания. Он не умещается в наши обычные определения. Он не был просто апологетом и не был просто писателем или исследователем, ибо в нём было что-то такое, что имеет прямую приобщённость к жизни непрестающей.

Стремясь лично участвовать в возрождении церкви в России, Сергей Аверинцев вступил и до конца своих дней оставался членом Преображенского православного братства, поддерживая его инициативы. По заповеди апостола, он любил братство (1 Пет 2:19), ценя братское общение в Духе Святом как то, что нужно возрождать в Русской церкви в первую очередь. Сергей Сергеевич был близок к тому, чтобы вступить в первую общину Преображенского братства – общину отца Георгия, не раз бывал на агапах общины.

– Я очень рад тому, что в нашем братстве  Сергея Сергеевича не просто приняли – его полюбили. И я думаю, что он так стремился в наше братство еще и потому, что он видел, насколько бескорыстна эта любовь, насколько она естественна, в том числе со стороны тех людей, от которых, казалось бы, ему ждать нечего, как и им от него. Сергей  Сергеевич был человек братский по духу и человек, чувствительный к общинности и общине. Он очень быстро сам себя как бы определил в братстве – он просто сказал: я в вашем братстве. Братство – наше, и всё. И если ему приводилось спросить по телефону, когда он уже жил за границей: «ну, как у вас дела?», он тут же себя поправлял с осуждением, с гневом на себя и говорил: «как у нас дела».

До сих пор в Преображенском братстве Сергея Сергеевича с теплотой вспоминают все, кому доводилось слышать его проповеди и выступления или бывать на его лекциях. Незабываемым было и личное общение с ним:

– Самое главное впечатление на меня произвело благоговение Сергея Сергеевича перед присутствием Того, Кто рядом – перед Господом, вспоминал отец Иоанн Привалов. – Он был человеком, который ходил пред лицом Божьим. Когда я видел его и общался с ним, то думал не столько об Аверинцеве, сколько о Том, Чье «Имя чудно и неизреченно до конца». Тогда я почувствовал, что такое страх Божий. Находясь с ним рядом, к нему можно было действительно присоединиться, чтобы пережить присутствие Трансцендентного.

В свое время протопресвитер Виталий Боровой, член Попечительского совета Свято-Филаретовского института, признавался, что хотел бы написать работу о необходимости пересмотра критериев канонизации святых. Он предлагал прославлять не только «митрополитов и патриархов», но и мирян – интеллигенцию, ученых, молодежь, деятелей искусства. В частности, на вечере памяти С. С. Аверинцева, проходившем в стенах Свято-Филаретовского института, он сказал:

– Думаю, что о Сергее Сергеевиче мы имеем право сказать, что его жизнь, его деятельность, его труды – это апология христианства. Русская церковь, насчитывающая десятки тысяч своих новомучеников, должна стать примером в деле возрождения христианства. И среди верных ее чад – Сергей Сергеевич, философ, интеллигент, глубокий мыслитель. В моем понимании он достоин чести почитаться как святой.

Благодарим А.М. Копировского за помощь в подготовке материала. Часть цитат, использованных в материале, взята из открытых источников.

1 «Для него это были необходимые и достойные понятия – преданность, честь, долг – то, что сейчас размыто и даже вообще смыто. Он не только посещал церковь как верующий христианин, он служил Церкви как Ее верный рыцарь», – Ольга Попова, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ.

Свящ. Георгий Кочетков и С.С. Аверинцев после литургии 4 декабря 1990 г. Электроугли
Свящ. Георгий Кочетков и С.С. Аверинцев после литургии 4 декабря 1990 г. Электроугли
Протопр. Виталий Боровой, свящ. Георгий Кочетков, Сергей Сергеевич Аверинцев. Литургия в храме Успения в Печатниках. 1996 г.
Протопр. Виталий Боровой, свящ. Георгий Кочетков, Сергей Сергеевич Аверинцев. Литургия в храме Успения в Печатниках. 1996 г.
Конференция Преображенского братства "Язык Церкви". Сергей Сергеевич Аверинцев и свящ. Георгий Кочетков. 1998 г.
Конференция Преображенского братства "Язык Церкви". Сергей Сергеевич Аверинцев и свящ. Георгий Кочетков. 1998 г.
В часовне Свято-Филаретовского института
В часовне Свято-Филаретовского института
Хор Свято-Филаретовского института исполняет церковные песнопения в переводе С.С. Аверинцева на вечере его памяти. 2011 г.
Хор Свято-Филаретовского института исполняет церковные песнопения в переводе С.С. Аверинцева на вечере его памяти. 2011 г.

Материал подготовила Анастасия Наконечная


Информационная служба Преображенского братства

загрузить еще