В Екатеринбурге открылась выставка о разрушенных храмах

09 октября 2017
7 октября возле Свято-Троицкого кафедрального собора (ул.Р. Люксембург, 57) состоялось открытие пятой, заключительной площадки общегородского выставочного проекта «Екатеринбург, 1917. Город, которого нет»
На этот раз экспозиция посвящена истории пяти екатеринбургских храмов, разрушенных в советское время.

Протоиерей Николай Малета, ректор Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель Свято-Троицкого собора, открывая выставку, поблагодарил ее авторов – членов Свято-Елизаветинского и Свято-Екатерининского православных братств – за «посильное участие в возрождении церкви». Он отметил, что территория храма «не очень бойкое место», но многие люди проходят мимо храма, чтобы сократить путь, и есть шансы что они «хотя бы боковым зрением "зацепятся" за выставочные стенды, подумают о чем-то серьезном, сделают выводы».

Протоиерей Николай Малета, ректор Екатеринбургской духовной семинарии, Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства
Протоиерей Николай Малета, ректор Екатеринбургской духовной семинарии, Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства

Действительно, выставка помогает взглянуть на революционные события и дать им оценку. События 1917 года положили начало новой эпохе, в которой не было оставлено место ни Богу, ни церкви. Рушились храмы, на их месте воздвигались культовые сооружения «прогрессивной» идеологии. Так, место Богоявленского собора занял памятник Ленину, а Свято-Духовской церкви – Дом быта «Рубин», на месте Никольского храма открыли Птичий рынок, а из кирпича разрушенной Лузинской церкви построили главное здание института «Уралгипротранс».  

Председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства Олег Глаголев подчеркнул, что разрушение храмов и гонения ХХ века многому научили христиан. Он вспомнил исповедников веры Севастиана Карагандинского и Тавриона Батозского и других исповедников веры, совершавших литургию в условиях подполья и концлагерей. «Это свидетельствует о том, что православная традиция крепка, что в ней есть все, чтобы до Христа и друг до друга дотянуться в любых самых невероятных и неблагоприятных условиях», – поделился Олег Глаголев. По его мнению, советские гонения подвигли христиан новыми глазами взглянуть на богослужение и молитву, научиться отделять главное от второстепенного, перевести внимание с внешних форм благочестия на содержание, дух и смысл общения с Богом. «Но теперь, чтобы вникнуть в этот опыт наших предшественников в православной вере, нам надо пройти такой же путь покаяния, какой прошли они, подвергшиеся гонениям и казням, – сказал Олег Глаголев. – Поэтому многие члены наших малых братств, Свято-Елизаветинского и Свято-Екатерининского, участвуют в Акции национального покаяния».

Сразу после торжественного открытия магистр богословия, выпускница Свято-Филаретовского православно-христианского института Евгения Парфенова провела для гостей экскурсию по выставочным стендам, подробнее рассказав об истории храмов и жизни священников, которые в этих храмах служили. Ни один из представленных на выставке храмов не сохранился, все они были разрушены после революции вместе с еще почти тремя десятками городских православных храмов. История печальная, но по словам Евгении Парфеновой во всей этой истории есть надежда, и она также связана с покаянием. «Покаяние не означает того, что мы просто восстановим здания, – поделилась своим размышлением Евгения. – Покаяние означает восстановление христианской жизни. Если в храмах будут собираться люди для совместной молитвы и совместного служения Богу, если церковь будет иметь свой голос и помогать обществу решать трудные вопросы – это и будет означать покаяние».

Выставка, посвященная разрушенным храмам – пятая экспозиционная площадка общегородского выставочного проекта «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет», приуроченного к столетию русской революции.  На примере Екатеринбурга авторы проекта предлагают познакомиться с дореволюционной жизнью города и проследить, какие качества народного самосознания и явлений общественной жизни были утеряны после октябрьского переворота.

В течение четырех месяцев в Екатеринбурге были открыты выставки «Культурная и общественная жизнь дореволюционного Екатеринбурга» (Часовня великомученицы Екатерины, пл. Труда, 1), «Традиции милосердия» (Крестовоздвиженский мужской монастырь, ул. Карла Маркса, 31), «Судьбы выдающихся людей» (Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, ул. Репина, 6а) и «Разрушенные усадьбы» (храм Большой Златоуст, ул. 8 Марта, 17а). Посетить любую экспозиционную площадку можно самостоятельно или записавшись на бесплатную экскурсию. 

Выставочный проект задуман как интерактивный, поэтому принять участие в его дальнейшей работе приглашается каждый горожанин. На одном из стендов организаторы планируют разместить сохранившиеся фотографии людей, живших в Екатеринбурге в начале прошлого века, и значимых моментов истории города. Отсканированные фотографии уже сейчас можно присылать на адрес электронной почты Ekaterinburg1917-albom@yandex.ru. Наиболее интересные материалы организаторы планируют издать отдельной книгой.

Общегородской выставочный проект «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет» проходит по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и подготовлен Екатеринбургской епархией совместно со Свято-Екатерининским и Свято-Елизаветинским малыми православными братствами.

14 октября в 14:00 в библиотечном центре «Екатеринбург» по ул. Мамина-Сибиряка, 193 состоится презентация выставочного проекта. На этой презентации авторы выставки сделают обзор выставочных площадок, расскажут о том, как изменился их взгляд на город в свете проделанной работы и предложат гостям вместе поразмышлять о влиянии революционных событий на современный Екатеринбург и жителей города.

Вход свободный.

Записаться на экскурсию можно по телефону: 8 902 87 84 974

Анна Ребасс, Мария Мельникова


Фото Марии Мельниковой

загрузить еще