Известен принцип «децимации» – за вину целого отряда убивали каждого десятого легионера. Так поступали римляне, Чингиз-хан и другие. Виноваты все, а наказаны некоторые. Они не были виновнее других. Им не повезло.
Известен «заговор молчания» или «круговая порука», когда община скрывает виновного от мести «чужих». Частным случаем является «омерта» мафии. Защита «своего» от «чужих» понятна.
Известен принцип заложников. Римляне и другие народы брали заложников, гарантируя себя от измены со стороны союзников. Заложников берут террористы. Это целесообразно, но безнравственно.
В древнем мире существовал закон «кровной мести» – за обиду, причинённую родственнику, надлежало уничтожить весь род обидчика, вплоть до младенцев. Ветхий Завет ограничил кровную месть принципом «око за око, зуб за зуб» но не больше. Христос даёт своим ученикам новую заповедь о прощении и любви. Почему Устав РПЦ МП исповедует принцип, возрождающий месть: за вину одного наказывает десятки невиновных. Устав вводит коллективную ответственность вопреки евангельской морали: «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Мф. 12,7).
«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма. Авраам сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников? Не может быть, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым. Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если найду в Содоме пятьдесят праведников, то ради них пощажу весь город… и сказал: не истреблю ради десяти» (Быт.18,20).
Ради десяти праведников Господь терпит целый город грешников. Устав Прихода РПЦ МП исповедует другой взгляд: за вину одного согрешившего требует наказания множества невиновных: «В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению» (Устав Прихода. Ст.7,3). Обязанности ст.7,4 сформулированы неконкретно и позволяют обосновать любое пристрастие епископа вопреки Карф.16. Разве справедливо за грех одного наказать множество невиновных?
Если судья дорожит честью, он скорей оправдает десять виновных, нежели осудит одного невиновного. Где искать аналогию Уставу РПЦ, ст.7,3?
Аналогию подсказывают чрезвычайные обстоятельства военного времени. Говорят, немцы за убийство офицера вешали случайных горожан. Злодейство нельзя оправдать, но можно объяснить чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Подчеркну, что немцы не возвели в правовую норму чрезвычайную меру.
Устав РПЦ МП возвёл в каноническую норму наказание 10-30 невиновных за проступок одного из них. Возведение безнравственного принципа в норму выводит Устав РПЦ МП за пределы евангельской этики и церковного предания.
Устав ст.7,3 не только безнравственный. Он нарушает закон РФ. Архиерей посягает на право граждан, гарантированное Конституцией РФ: «Каждый имеет право на объединение» (ст.30). Не являясь учредителем местной религиозной организации или её членом, архиерей присваивает власть единоличным решением исключить из организации всех учредителей и членов Приходского собрания. Это противоречит ФЗ-125, который не допускает увольнение учредителей.
Каких «новых членов по своему усмотрению» включит архиерей в состав Приходского собрания на место изгнанных? Откуда призовут этих лиц и как совместить их «назначение» епископом с «решением Приходского собрания», которое обещает Устав строчкой выше?
Возникает главный вопрос: почему Синод, навязывая Устав, пренебрегает мнением Прихода, которому закон дал право принять Устав и жить по нему? Запретив обсуждать Устав на Приходском собрании, епархиальная власть упразднила рецепцию из церковного предания.
www.adelgeim.livejournal.com