«Наше племя молодое не знает старых тех грехов»

27 октября 2016
В воскресенье произошло событие, которое заставило меня переосмыслить известное высказывание Жана-Поля Сартра: «Ад – это другие»: 23 октября в одной из московских библиотек собрались неравнодушные люди, чтобы поразмышлять над трудными вопросами осознания и покаяния за античеловеческие преступления, совершенные в нашей стране во времена советского режима…
Винсент ван Гог. На пороге вечности. 1890 г.
Винсент ван Гог. На пороге вечности. 1890 г.

Всех нас очень вдохновил опыт католического священника Манфреда Дезелерса, который оставил свою родину и вот уже двадцать лет живет у ворот Аушвица, – печально известного нацистского лагеря смерти в польском местечке Освенцим, ныне музея, – чтобы рассказывать всем посетителям о тех страшных событиях, которые там происходили. И не просто рассказывать, но помогать людям осознать свое место в этой истории, покаяться и простить. Это место посещают и немцы, и поляки, и евреи, и люди из самых разных стран и разных национальностей. Никто не может остаться равнодушным, но каждый, сталкиваясь с реальностью этих событий, нуждается в духовной и душевной помощи, которую и оказывает о. Манфред.

Отталкиваясь от свидетельства этого католического подвижника, мы размышляли над теми же вопросами покаяния и прощения, но уже в отношении советского режима.

Сначала мы посмотрели шестиминутный трейлер фильма «Холокост – клей для обоев?», в котором идет речь о двух вполне обычных современных девушках, которые не имели ни малейшего представления о смысле слова «холокост». С ними встретился режиссер Мумин Шакиров, предложивший им съездить на экскурсию в Аушвиц и снявший об этом фильм: встреча со страшной историей перевернула представление девушек о мире и людях.

Затем Александр Калих, основатель Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал», рассказал о трудной судьбе Музея исправительно-трудового лагеря «Пермь-36». Особенно задел в его рассказе тот факт, что после того, как музей был передан в руки государства, все острые углы стали сглаживаться.

После этого ведущая Ольга Сушкова, преподаватель Богословского колледжа при Свято-Филаретовском православно-христианском институте, предложила участникам распределиться по небольшим группам и обсудить вопросы о смысле покаяния за грехи предков, прощении и молитве за палачей, возможности общенационального покаяния и т.д.

Вопросы вызвали оживленную дискуссию, многие стали вспоминать истории своих семей. Тамара Федькова, член Свято-Филипповского малого православного братства, рассказала о том, что из-за репрессий всю ее семью разбросало по стране. В детстве ее старались не посвящать в историю семьи, и она росла убежденной пионеркой, но потом, узнав о репрессиях, всерьез переосмыслила свое отношение к советской власти.

На встрече стало очевидно, что вопрос покаяния и прощения очень непрост, особенно для членов семей, пострадавших от репрессий советской власти. Что осознать свою личную ответственность за то, что ты лично не совершал и даже еще не родился, когда эти преступления совершались, очень трудно. Что бороться с безразличием и прямой ложью бывает непосильно. И непонятно, как добиться того, чтобы осознание этой катастрофы произошло в современном обществе.

Тогда стали звучать слова о том, что мы осуждаем зло, но не осуждаем людей. И даже исполнители приговора – тоже жертвы режима, потому что режим убил в них человека. И даже если ты не причастен к этому злу физически, взять на себя ответственность за него – это значит повлиять на свое настоящее и будущее. И поэтому очень важно молиться за палачей в том числе. Если не хватает сил на личную молитву, то церковная молитва может иметь достаточную силу для этого, ведь Сам Христос призывал нас к этому и Сам показал подобный пример. И, конечно, покаяние – это не только признание грехов предков и молитва за них, но и конкретные дела, которые помогут Господу совершить чудо всеобщего покаяния: свидетельство о правде, восстановление памяти, непримиримость со злом каждого из нас.

Венцом встречи для меня оказалось стихотворение богослова XIX века Алексея Степановича Хомякова, которое прочитала в конце встречи Анна Сафронова, член исторического кружка при кафедре Церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института. Это стихотворение, хотя и было написано еще задолго до всех обсуждаемых нами событий, невероятно точно отражает то отношение, которое единственно может и должно быть, по моему мнению, у всех неравнодушных к прошлому, настоящему и будущему нашей страны.

Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».

Нет, этот грех – он вечно с вами,
Он в ваших жилах и крови́,
Он сросся с вашими сердцами –
Сердцами, мёртвыми к любви.

Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все́ грехи былых времён,
За ваши каинские брани
Ещё с младенческих пелён;

За слёзы страшной той годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель Русской стороны;

За рабство вековому плену,
За робость пред мечом Литвы,
За Новград и его измену,
За двоедушие Москвы;

За стыд и скорбь святой царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разорённый Новоград;

За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешеных страстей;

За слепоту, за злодеянья,
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость темного незнанья,
За плен народа; наконец

За то, что, полные томленья,
В слепой сомнения тоске,
Пошли просить вы исцеленья
Не у Того, в Его ж pyке

И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов, –
Но у бездушного кумира,
У мёртвых и слепых богов!

И, обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Вы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной!

За всё, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времён,

За все́ беды́ роднаго края, –
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!

А.С. Хомяков

<1846>

Я шла на эту встречу с противоречивыми чувствами, совсем не уверенная в том, что на эти вопросы можно найти ответы, а уходила с чувством надежды и твердого понимания того, что я могу и должна сделать для того, чтобы моя надежда стала реальностью.

Наталья Кушнир
загрузить еще