Экскурсия-прогулка была организована Свято-Екатерининским малым православным братством и екатеринбургским Детским центром духовного развития и прошла в виде квеста. Все вместе, дети и взрослые, стали «со-основателями» и «со-строителями» завода-плотины на реке Исеть.
Начали мы с марта 1723 года, когда новое строительство на реке Исети официально именовалось «Новозачатые Исетские заводы». Затем перешли к июню 1723 года, когда по инициативе соратника соратника Петра I, российского военного инженера немецкого происхождения Вильяма де Геннина было предложено дать новому заводу-крепости имя «Катериненбурх» – в честь российской императрицы Екатерины I, на что он испросил разрешение у нее самой и получил его.
Познакомились с основателями города – Вильямом де Генниным и российским историком, географом, экономистом и государственным деятелем Василием Татищевым. «Примерили» их мундиры – вот шляпа, мундир, шпага, ордена – явно, военный человек; а этот – в парике, с перевязью – муж ученый…
Разбирались с вопросом, что означает «основать город»: задумать его, придумать, кто там будет жить и что делать – нарисовать проект, привезти строителей, найти деньги для строительства и все потом контролировать.
Затем, «разработав план» (внимательно рассмотрев чертеж и макет города-завода), мы начали «строить» плотину.
Попутно дети думали, что нужно для строительства завода. Решили, что необходимы река, железная руда, разное оборудование. Особенно впечатлил всех кричный молот; один участник экскурсии, мальчик одиннадцати лет, пояснил, что крица – это переплавленная руда.
Дальше стали думать, как организовать жизнь вокруг завода: нужны дома для тех, кто строит и работает, еда, одежда, армия, чтобы город защищать. Один мальчик семи лет сказал, что в городе обязательно должен быть храм, «чтобы Богу молиться, а то как же строить?»
«Построили» казармы (долго искали различие между казармой и нашими жилыми домами и думали, почему рабочих надо было селить в казармы, а не в избы, например), «привезли» пшеницу «для каши», картошку, хлеб. Девочки сказали, что обязательно «нужны шубы, а то им будет холодно».
Когда из сумки экскурсовода стали появляться цветные камушки, дети сразу догадались, о чем пойдет речь дальше. Мы узнали, что кроме золотых и изумрудных жил, на Урале были открыты месторождения сапфиров, аквамаринов, алмазов, малахита и других драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Екатеринбург стал одним из мировых центров художественной обработки цветного камня.
Главное, о чем старались поговорить с детьми организаторы экскурсии, это то, как меняли историю города конкретные люди, кто и что строил после де Геннина и Татищева. Говорили о переименовании улиц, какие были звучные названия до революции и какие стали после нее. Закончили прогулку размышлением о том, как каждому из нас лично продолжать быть строителями нашего города? Что делать, чтобы он рос и был красивым и добрым?
Тему послереволюционного Екатеринбурга-Свердловска планируется продолжить в июне очередной исторической прогулкой по разрушенным в 30-е годы XX века храмам города.
«Главная задача таких прогулок – воспитание исторического сознания у детей. Хочется заинтересовать детей историей места, где они живут, подвигнуть их к размышлению о том, какова роль каждого человека в истории», – сказал в заключение ведущий экскурсии Андрей Севостьянов, член Свято-Екатерининского малого православного братства.