«Донос с обострением» (Ответ «Русской народной линии»)

29 декабря 2012
«Русская народная линия», маргинальный фундаменталистский ресурс, перешел к активным раскольническим действиям в Русской Православной Церкви

Сначала немного предыстории. РНЛ – искусственное образование, появившееся два года назад, когда «Русскую линию», известную как прибежище церковных фундаменталистов и мракобесов, лишили спонсорской поддержки благодетели, обеспокоенные антицерковным креном ресурса. В редакции возник раскол, и более умеренная часть осталась в «Русской линии», а «запредельщики» ушли и организовали новый ресурс – РНЛ. Новая, возникшая путем «деления при отрубании» и гораздо более злобная голова дракона, уже не сдерживаемая относительно разумными и умеренными сотоварищами, тут же пустилась во все тяжкие. Достаточно зайти в любой поисковик, чтобы тут же наткнуться на заголовки «РНЛ выступила против Патриарха и Синода», «"Русская народная линия" ведет себя как раскольнический антицерковный ресурс», «Красносельская прокуратура выдвинула против Русской народной линии обвинение в экстремизме»…

Однако все это, так же как и анекдотические репортажи РНЛ с «освящения часовни в честь св. блгв. Царя Иоанна Грозного» со «словом Митрофорного Протоиерея Алексия Аверьянова» (орфография оригинала сохранена, и она тем более показательна, что г-н Аверьянов является бывшим клириком РПЦЗ, извергнутым из сана аж в 1996 году за прелюбодеяние), к сожалению, не мешает порой вполне нормальным авторам и материалам появляться на страницах ресурса вперемешку с неаппетитной и дурно пахнущей субстанцией. И если знающие люди повторяют в один голос «я давно говорил, что РНЛ неисправима», то незнающие (а их, как всегда, гораздо больше) могут вполне добросовестно ошибиться. На этом и играет РНЛ, втягивая наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, угрожающие целостности Церкви.

Одна из партий этой игры, задуманная и осуществленная с недюжинным размахом, направлена против Архангельской митрополии, куда сотрудники РНЛ не поленились отправиться в командировку. Целью «церковной деятельности» антицерковного ресурса, решившего вмешаться во внутренние дела епархии, стал приход села Заостровье и его настоятель, священник Иоанн Привалов.

И о храме, и о священнике стоит сказать особо. Сельский приход, в течение многих лет организующий для своих односельчан и жителей близлежащего большого города встречи с такими людьми, как артист Сергей Юрский, певица Елена Камбурова, писатель Лидия Чуковская, редактор «Вестника РХД» Никита Струве, – явление в нашей церкви незаурядное. Авторитетный среди населения многочисленный сельский приход – тоже большая редкость. В Заостровском приходе Архангельской епархии воплощено и то и другое. Священник, решившийся двадцать лет назад, несмотря на кляузы, угрозы и сопротивление, поставить себе правилом то, что в последние годы становится, наконец, правилом для всей нашей Церкви – не крестить людей без подготовки, – заслуживает как минимум искреннего уважения. Вот против этого храма и этого священника и начала свою войну РНЛ, стремясь противопоставить приход епархии и прихожан друг другу. Не кто-нибудь, а зам. главного редактора отправился в поморскую глушь с одной целью: собрать тех, кто недоволен приходом и настоятелем, и создать из их жалоб и наездов «глас народа». Чего стоит такой «глас», хорошо понимает любой настоятель многочисленного прихода, где всегда найдется три-четыре человека, очень им недовольных. И если их собрать, включить диктофон, а может быть и немного подсказать («а не показалось ли вам, что этот человек знаком с техникой манипуляции?»), то они с готовностью расскажут примерно следующее: «у меня сложилось мнение, что он знаком с методами психологического воздействия на людей», «когда приехал новый настоятель, я сразу почувствовала какое-то внутреннее несогласие с ним», «я выбежала из храма, после чего выглядела больной»… Знакомо, не правда ли? И не долг ли любого православного человека в ответ на такие откровения, так же как и на столь знакомые претензии «любви у них недостает…» не только не собеседовать с тем лукавым духом, который заставляет человека плохо себя чувствовать в храме (а то и выбегать из него), но помочь противостать искушению? Однако автор «разоблачительного» опуса с радостью берет всё это на карандаш. Остается лишь предположить, что и ему, и представляемому им ресурсу подлинные авторы реплик, то есть не плоть и кровь, а духи злобы поднебесной, служащие все большему разделению – вовсе не чужие.

Все пятеро собеседников «линии» в разное время перестали ходить в заостровский храм. Однако именно их, а не сотни духовных чад о. Иоанна автор РНЛ с упорством называет «прихожанами». Так же как и живущих в Архангельске и посещающих совсем другие храмы авторов некоего загадочного «разоблачительного» письма, представляющего собой уже другой сюжет и другой контекст.

Жанр этого письма достаточно древний, но по-настоящему расцветший в нашей несчастной стране лишь в минувшее столетие – донос. С помощью доносов советские люди (не все, но многие) решали бытовые и семейные проблемы, строили карьеру, сводили личные счеты, реализовывали душившие их зависть и обиду. И нет ничего страшнее, чем сталкиваться с реликтом этого сегодня в церковной ограде, более того, сталкиваться со знакомым нам все по тем же временам гонений и репрессий доносом публичным, авторы которого не стесняются его еще и опубликовать при случае полностью или частично (правда, скрывая при этом свои фамилии).

Главный принцип доноса в том, что доказывать здесь ничего не нужно, и чем страшнее и абсурднее обвинения, тем лучше. Или наоборот: о вещах обыденных или даже нестандартно хороших советуется говорить с многозначительным зловещим многоточием. В результате постоянно цитируемое в статье РНЛ письмо, по одной версии подписанное «прихожанами» в числе аж трехсот человек, по другой – обеспокоенными архангелогородцами («возмущенными трудящимися»), обвиняет заостровский приход в том, что там… принято причащаться за каждой литургией. Что касается набора остальных обвинений, то они производят впечатление чего-то очень – до зубной боли – знакомого. Внимательно приглядевшись, понимаешь, что это дежурный набор. Он был предъявлен когда-то в серии статей все той же РНЛ. С ним выступал и родственный ей ресурс «Благодатный огонь», который недавно пережил очень его возмутивший, но вполне обоснованный отказ в присвоении грифа Синодального информационного отдела (такой гриф необходим для любой периодики, распространяемой в храмах Русской Православной Церкви). Этот набор «выстрелил» тогда по совсем другому священнику – о. Георгию Кочеткову, и по другим прихожанам. Зачем тратить силы и что-то придумывать? Почему бы не пойти по стандартной канве и написать не раз слышанные формулы (тоже очень знакомо: «враг народа», «вредитель» и «японский/американский/немецкий/французский шпион» помнится, чередовались в своё время с утомляющей периодичностью). Кто же и почему написал этот перл, с такой охотой подхваченный и обнародованный РНЛ? И почему епархиальное начальство допускает бесцеремонное вмешательство нецерковного ресурса, устраивающего беспорядки и сталкивающего верующих друг с другом, в дела епархии?

Увы, в Архангельской митрополии у одиозной РНЛ есть свои читатели и почитатели. Ядовитые семена уже дали здесь свои всходы, и те самые старые, чуть не десятилетней давности статьи, которые стали образцом для авторов доноса, в течение всего последнего года переопубликовывались парой местных архангельских сайтов.

Как известно, положение в Архангельской епархии в последнее время очень тяжелое. В эту-то непростую ситуацию, в появившиеся трещины, и пытается вставить свой грязный сапог раскольническая «линия». При этом РНЛ громко кричит «Держи вора!» уже в названии статьи: «Заостровский раскол». За этим шумом читатель не видит очевидную, казалось бы, вещь: обвиняемый РНЛ и хором из пяти «обиженных» и «нескольких сотен» виртуальных голосов о. Иоанн сам ни на кого не нападает и никого не обвиняет. А ведь мог бы. Когда год назад у него отняли второго священника – воспитанного и взращенного в храме помощника, хорошо знающего людей, их нужды и проблемы. Когда недавно назначили на приход «помощником» другого – не знакомого ни с кем из прихожан, зато прославившегося тем, что втихую воровал в библиотеках книги, казавшиеся ему «недостаточно православными» и так же втихую сжигал их. О. Иоанн, любимец журналистов и читателей одной из самых популярных архангельских газет, «Правды Севера» (и не её одной), мог бы поднять шум, рассказать о происходящем с красочными подробностями. Но не стал. Он продолжал тихо делать то дело, которым занимается двадцать с лишним лет – собирать и просвещать людей, врачевать их сердечные раны, помогать бороться с собственными грехами, обретать жизненную силу. Поразительно, что даже клеветники в тех немногих словах, где они перестают туманно и «в общих чертах» осуждать жизнь прихода, а переходят к живой конкретике, не могут не признать: «Батюшка действительно мне помог, научил молиться, в результате в семье произошли перемены к лучшему». Других, настоящих прихожан, те несколько сотен человек, что могли бы с благодарностью сказать гораздо больше, понятное дело, никто ни о чем не спрашивал…

Можно было бы, конечно, сказать: велика ли важность, если всем известные как маргиналы сотрудники РНЛ напали в очередной раз на хорошего человека, незаурядного священника, доброго пастыря? Однако отвратительную и по тону, и по содержанию статью уже начали перепечатывать близкие ей по духу архангельские и центральные ресурсы. Понимают ли эти люди, каких духов они поощряют, какого джина выпускают из бутылки – совсем не думая о том, удастся ли запихнуть его обратно? Может быть, и нет. А тем временем в ветке обсуждения статьи на «Русской народной линии» под запятую с попавшим под удар о. Иоанном уже поносят руководителей Синодальных отделов Русской православной церкви, Святейшего патриарха и вкупе с ними и архангельского архиерея – за недостаточную ревность, за медлительность в расправе…

Александра Наумченко

www.regions.ru

См. также «О пользе "Русской народной линии" или Даниилова изморозь»

загрузить еще