Блог игумена Агафангела (Белых): О церковной реформе

27 июля 2012
Не стоит впадать в депрессию по поводу нынешнего состояния нашей Церкви
Фото с сайта www.pravmir.ru
Фото с сайта www.pravmir.ru

Я думаю, нужно спокойно относиться к тому, что через *****цать лет в российском Православии волне нормально будут функционировать русскоязычные приходы с регулярными ежевоскресными причастниками, самоуправляемые монастыри и абсолютно финансово прозрачные епархии, не говоря уже о таких мелочах, как женские брюки в храме.
Всему свое время, одно сменяет другое. Сейчас действительно идет переходный этап, следствие семидесятилетнего безбожного пресса. Эта рана только начала затягиваться. Я не вижу сращения церкви и государства, (об этой опасности я сам, кстати, писал четыре года назад). Я вижу государство, которое хочет использовать церковь в своих целях и церковную организацию, желающую поиметь от государства определенные преференции, сохранив, при этом, независимость. Т. е. это не два партнера, как бы ни хотелось кому-то видеть именно такую идиллическую картину, это два игрока на одном поле и у каждого в запасе свои финты. Централизация власти в церкви, усиление иерархической вертикали, попытка (как правило, – неудачная) написать концепции для всего на свете, выстроить все бюрократические структуры на манер Ватиканских и т. д. это как раз частное следствие подобных политических игр. Недавние "патриаршие" скандалы и истерика вокруг бунтующих феминисток, – тоже.
Не стоит впадать в депрессию по поводу нынешнего состояния нашей Церкви. В недавний синодальный период церковная организация полностью контролировалась государством (монархисты, – помолчите пока), попы были обязаны раскрывать тайну исповеди а народное благочестие простиралось даже до причащения четырежды в году. И разве кто-то скажет, что это было время упадка христианства? А ныне куда больше свободы и возможностей. Да, о. Павел чуть ли не в одиночку борется с архиерейским произволом, но это невозможно было бы представить в Российской империи, – "золотого века Православия".
Официальные речи протоиерея Всеволода, "в которых есть нечто неудобовразумительное", мягкая, сетевая оппозиция отца протодиакона, десятки высказываний авторитетных и уважаемых людей в церкви и шизофренические бредни несчастного Кирюши, – всё это формирует некий публичный образ российской церкви. Образ живой и непосредственный, – as is (и слава Богу, что – живой). Но я не думаю, всё же, что этот media image совсем уж адекватен реальному состоянию сообщества верующих православных христиан в России, потому что там, за МКАДом и за пределами LJ и FB, в общем-то и находится 99% той самой Церкви о судьбах которой радеет этот наш узкий круг реформаторов, знающих, как на самом деле надо. И вся разница в том, что мы-то знаем о них, а они и понятия не имеют о нашем здешнем бурлении.. . И там все идет своим обычным, неспешным чередом. И все будет именно так как надо. С нами или без нас – это не имеет уже никакого значения. По крайней мере – для истории.
www.igumen-aga.livejournal.com

загрузить еще