Алеутам, раскольникам, вогулам, «моржам» и не только

11 июня 2016
В Екатеринбурге прошел студенческий семинар «Некоторые аспекты миссии и катехизации РПЦ конца XIX – начала XX вв.», организованный Свято-Екатерининским православным братством
Свт. Иннокентий Московский. Гравюра. Россия, XIX в.
Свт. Иннокентий Московский. Гравюра. Россия, XIX в.

На семинаре были представлены несколько бакалаврских работ выпускников 2013‑2015 гг.: Дмитрий Попиченко рассказал о «Главных принципах миссии в сочинениях и практике свт. Иннокентия Московского»; Дмитрий Каштанов – о «Миссионерской деятельности Екатеринбургской епархии РПЦ в конца XIX – начала XX вв. (по материалам «Екатеринбургских епархиальных ведомостей 1886-1917 гг.)»; Елена Каштанова – о «Чудесах и чудомании, как миссионерском поводе», подготовленный на основании ее работы «Интерпретация новозаветных чудес в трудах святых отцов-катехетов IV-VI вв. и православных катехизисах XVII-XX вв.».

Сообщения выпускников заинтересовали гостей семинара, они задали много вопросов. Например, показалось важным понять, какие принципы миссии святителя Иннокентия Московского до сих пор актуальны и важны? Что РПЦ может взять из его просветительского наследия для своей миссионерской практики?

Дмитрий Попиченко, в ответ на эти вопросы, сказал:

– Тема миссии всегда актуальна для церкви. Сейчас в миссии самым важным, на мой взгляд, является принцип дополнительности, который использовал свт. Иннокентий, то есть, опора на существующий у народа опыт богопознания. Встречаясь с разными народностями, он обнаруживал в них некоторые представления о Боге и на этом строил свою проповедь. Еще один важный принцип, который современный православный миссионер может «брать на вооружение» – это последовательность приведения человека к вере. Этот принцип постоянно использовался свт. Иннокентием в его миссионерской деятельности. Он раскрывал его так: располагал к себе туземцев своей помощью в их быте и жизни, в общении; кратко, но последовательно свидетельствовал о Боге и учении Христа (ведь перед тем, как говорить о пришествии в мир Спасителя, язычников необходимо было привести в состояние раскаяния, для этого лучше всего подходила беседа о Моисеевом законе); после крещения продолжал научать людей вере; считал важным специально обучать будущих миссионеров и катехизаторов из среды коренного населения.

Обсуждая доклад о миссионерской деятельности Екатеринбургской епархии, особое внимание участники семинара уделили вопросу, в чем была особенность миссионерской ситуации на Урале в тот период, на кого была направлена эта миссия, была ли она успешной?

«Екатеринбургские епархиальные ведомости»
«Екатеринбургские епархиальные ведомости»

– Екатеринбургская епархия в 1885 г., когда была учреждена, представляла собой обычное для России того времени миссионерское поле с типичной окраинной ситуацией. Слово о Христе было направлено на «раскольников и сектантов», старообрядцев, язычников-вогулов, мусульман. При анализе публикаций «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», связанных с миссией, становится очевидным, что миссионерская деятельность среди старообрядцев (внутренняя миссия) занимала при этом главное содержание (это видно по объему публикаций миссионерского характера о раскольниках). Публикаций о миссии мусульманам в шесть раз меньше. О миссии католикам, (в то время к ним относили баптистов, иеговистов, иоаннитов, штундистов), иудеям встречаем совсем небольшое количество публикаций (за весь исследуемый период четырнадцать – о католиках, тринадцать – об иудеях), – пояснил Дмитрий Каштанов. – Так, мы можем сделать вывод, что особенностью Екатеринбургской епархии было то, что основным объектом миссии были раскольники. Сложно сказать, что миссия была успешной. Не смотря на то, что раскольников постоянно вразумляли, призывали к покаянию, для вогулов строили школы, в отношении мусульман проводилась активная инкультурация и так далее, многие меры запаздывали и были малоэффективными. Во многом миссионерская деятельность РПЦ в Екатеринбургской епархии реализовывалась в этот период как внутригосударственная политика. Поэтому здесь не было миссии в нормальном значении этого слова как проповеди о Христе для пробуждения веры.

Не меньший интерес вызвал доклад о чудесах, чудомании и их использовании для миссии в ранней церкви, в XVII-XX и в современных условиях. Елена Каштанова рассказала о том, как чудеса и чудотворения «использовал» сам Иисус Христос, исцеляя не только тело человека, но, прежде всего, его дух, давая тем самым возможность изменения всей жизни человека в полноте. Вспомнили опыт проповеди через чудотворения апостолов, святых отцов. Говорили об истоках чудомании, которая появилась в связи с развитием священной географии (паломничества в Иерусалим) в IV в. Постепенно перешли к тому, как раскрывался чудотворный момент для просвещения людей в православных катехизисах XVII-XX вв. и к современному опыту.

– Чем является чудо в жизни людей? Всякий ли раз оно от Бога? Как помочь людям, входящим в христианскую жизнь разобраться в том, где чудеса истинные, а где ложные? На эти вопросы церковь всегда искала ответ, опираясь на Священное Писание и опыт жизни. Сегодня практически в каждой епархии как особая гордость и благословение есть чудотворные иконы, частицы святых мощей и прочие особо почитаемые святыни. Ежегодно в Россию доставляют святые мощи и чудотворные иконы с Афона и из Иерусалима, на сайтах различных епархий РПЦ появляются сообщения о чудесных событиях, происходящих в них. Событий много, и современным миссионерам приходится на них реагировать. Какие-то формы и попытки использовать веру человека в чудо в просветительских целях уже есть. Например, через духовные беседы во время паломничеств к святым местам, просветительские курсы на приходах, катехизические, культурные и просветительские встречи в православных братствах, слово проповеди в храмах во время праздников или в период выставления для поклонения чудотворных икон и т.д. (например, вспомнили проповедь одного священника Красноярской епархии на Крещение: «Братья и сестры – моржи, если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом, а не только ждать чудо от купания в проруби»). Но их необходимо и продолжать искать, чтобы эти усилия позволили людям, поверившим в чудо и уже сделавшим первый шаг на пути обретения веры в Бога, сделать новый шаг, более глубокий и осознанный – шаг к Богу и в Его святую Церковь, – рассказала Елена Каштанова.

Для каждого христианина важен опыт жизни церкви, опыт свидетельства и миссии, поскольку это заповедано Иисусом Христом «идите, научите все народы» (Мф 28:19), «вы – свет мира» (Мф 5:14) и т.д., поэтому гости семинара и его участники сошлись во мнении, что подобные семинары хочется продолжить.

Встреча прошла в рамках мероприятий, проводимых Ассоциацией выпускников и студентов Свято-Филаретовского православного института.

Свято-Екатерининское православное братство
конец!

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку