30 сентября с 19 до 22 в выставочном зале «Ходынка» прошел семинар «Община и другие формы церковных сообществ». Организаторами и участниками семинара стали члены Свято-Сергиевского, Благовещенского и Свято-Павловского малых православных братств. В зале собралось более 100 человек, включая гостей из Латвии и Молдовы.
Семинар был открыт словом ведущего — магистра богословия, преподавателя СФИ, председателя Св.-Сергиевского братства В.И.Якунцева о важности различения опыта общины и не-общины. Взыскание и жажда общения ставит перед христианами важнейший вопрос – о необходимости такого различения, о выяснении характерных черт общины, о хранении и постоянном обновлении опыта общинной жизни.
Преподаватель СФИ М.И. Зельников (Св.-Сергиевское братство) посвятил свой доклад общинному опыту новомучеников и исповедников российских. Сравнив различные формы многочисленных церковных образований, сложившихся после революции в условиях гонения на церковь, он выделил, исходя из плодов и результатов их жизни, следующие главные черты православных общин и братств ХХ века:
- свободный, неформальный характер их образования по инициативе церковного народа;
- неиерархический характер отношений в общинах и братствах. Эти отношения были дружескими, более «горизонтальными», чем «вертикальными»; по мере духовного созревания общин роль руководителя становилась все менее центральной;
- единство между членами общины – не только в вере, но и в жизни
- часто общинам приходилось решать задачи духовного образования и воцерковления (катехизации);
- связь общинного опыта с миссионерским настроем, нацеленность не на себя, не на самосохранение, а на миссию, в чем особенно видно Божье благословение и водительство;
- связь общинного опыта с опытом иночества, понимаемого как жизнь в мире сем не от мира сего;
- вера в церковь, в ее грядущее возрождение и устремленность в будущее, стремление возродить церковную жизнь в полноте, а не только сохранить то, что было в прошлом.
Наиболее яркими примерами общинного опыта являются община о. Анатолия Жураковского в Киеве, община архим. Сергия (Савельева) в Москве и Александро-Невское братство в Петрограде. Гонения и репрессии 1920-30-х годов уничтожили почти все возникшее церковные образования, но их опыт продолжает и по сей день вдохновлять новые поколения христиан.
Доклад О.С. Хегай «Жизнь христианской общины: проблемы, опасности, подмены» был основан на опыте Дитриха Бонхеффера, изложенном в его книге «Жить вместе». Особый акцент автор сделала на разнице душевного и духовного опыта в общине как главном критерии отличия христианской общины от различных других объединений. Отправной точкой рождения общины становится «святое одиночество». Никому из людей не удается до конца свободно и ответственно сделать этот шаг, его надо делать снова и снова. Община — не идеал, а дар Божий, и чем благодарнее он принимается, тем быстрее и равномернее растет община. Чем серьезней каждый член общины относится к духовной жизни, тем легче преодолевать испытания, избегать подмен и обретать свое призвание.
Далее на семинаре выступали гости. Жан-Франсуа Тири, директор центра «Духовная библиотека» и представитель католического движения Comunione e liberazione говорил о том, что в основе опыта христианской общины лежит опыт, «без которого всё как ветер». Человеческое одиночество как поиск бесконечности может быть заполнено только Богом, и только по дару Божьему рождается община, но не по человеческому желанию и произволу. Единство общины опирается на поиск и опыт присутствия Божьего, это становится основой единства между членами общины. Христианский опыт неотделим от милосердия (каритас), взаимной любви, миссии, стремления способствовать культурному возрождению общества, в котором мы живем.
Пастор Валдис Страздиньш из Латвии в своем кратком дружеском слове пожелал воплотить в жизнь все то хорошее, что уже сказано, написано и опубликовано об общинной жизни. Он поделился тем, как был призван Богом к созданию общины, и как его жена Юта разделила с ним этот путь. Юта Страздиня более подробно рассказала об опыте преодоления кризиса в общинной жизни и гонений. Она вспомнила слова сестры Эльзы, которая говорила, что мы все встречаемся с проблемами, но нужно ориентироваться не на проблемы, а на Иисуса Христа.
Дьякон Антонио Санти, представитель католической рабочей миссии свв. апп. Петра и Павла, в яркой метафоре уподобил общину лесу, где у каждого дерева – свой корень, где каждый должен самостоятельно укорениться в Боге, каждый растет, и поэтому община все время меняется, она не может иметь застывшего образа.
Далее последовало живое и свободное общение участников семинара. Среди тем обсуждения были: роль одиночества, опыт встреч как сердцевина общинного опыта и собранность для того, чтобы помогать друг другу в самом главном, принципиальная важность чистоты мотивации людей, вступающих в общину, неизбежность кризисов, переживаемых общиной. Собравшиеся в доверительном тоне делились друг с другом тем опытом, который у них есть, — опытом жизни в одиночестве и общении. Подробно и оживленно участники семинара обсудили вопрос о том, плохо или хорошо, когда христиане на приходе собираются вместе петь песни под гитару, играть в футбол, заниматься рукоделием, танцами и т.п. Звучали искренние свидетельства о личном опыте жизни в общине, о надеждах на возрождение общинного опыта как в церкви, так и в обществе. Священник Игорь из Подмосковья сказал, что очень важно, чтобы приход не заслонял собой общину. Алексей Наумов напомнил о необходимости различать душевное и духовное одиночество, о проблеме суррогатов, подменяющих духовное одиночество.
Цитировались высказывания поэтессы О.А. Седаковой: "Одиночество и общение – это «вдох и выдох в духовной жизни», по выражению". А также архиеп. Пражского Сергия (Королева): "Общение — это подвиг, как сказал, а община — узкий путь вместе. И это радость и тайна, опыт, которого жаждет сердце".
Наталья Кушнир сказала, что в общине есть все возможности для того, чтобы посвятить всю жизнь Христу. Христианская община — это хрупкий и тонкий организм, она требует ответственности, духовной собранности, милосердия, но именно в ней может быть проявлено общение даров.
Было еще много искренних свидетельств, основанных на личном опыте общинной жизни, и в завершение прозвучало пожелание ведущего В.И. Якунцева: «Взирая на Святую Троицу, мы приобщаемся к тайне встречи. Если ее не происходит, человек не становится человеком и рознь мира сего не преодолевается. Дай Бог, чтобы общинный опыт у нас был, — тогда нам не захочется превратить церковь в мирское сообщество, не захочется, чтобы церковь снова стала государственным институтом».
Хотя семинар продолжался 3 часа без перерыва, по окончании заседания большинству него участников не хотелось уходить, общение продолжалось в небольших группах за чашкой чая, так что организаторам не раз пришлось напомнить о том, что час уже поздний и пора домой.