9 ноября в Томске, по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава, в музее Томской духовной семинарии состоялось открытие выставки «Томско-Нарымская Голгофа. Опыт духовного сопротивления на Томской земле».
Выставка, подготовленная по материалам книги «Нарымская голгофа» М.В.Фаст и Н.П. Фаст, с марта по июнь 2014 г. экспонировалась в Мемориальном музее «Тюрьма НКВД» (Томск).
Вступительное слово сказал председатель Свято-Екатерининского малого православного братства (Преображенское содружество) Олег Глаголев:
– Наша выставка довольно скромная внешне, подлинное свидетельство веры чаще всего неприметно. Но если когда нам удается сделать хотя бы маленький шаг вслед за нашими предшественниками в церкви, новомучениками и исповедниками, то опыт веры этих людей становится и нашим опытом… важнейшее, что необходимо нам перенять – увлечение Христом, верой и Церковью; умение дружить во Христе. К сожалению, это сейчас и в церкви нам удаётся плохо, а у них получалось.
На первую экскурсию, которую провела одна из соавторов Марина Якимова, собралось около 100 человек – прихожане, семинаристы, студенты и просто люди, интересующиеся историей родного края. После экскурсии продолжалось общение за чаем и обсуждение страшных страниц истории Русской церкви.
Устроители выставки надеются, что это размышление над опытом стояния в вере поможет и нам, сегодняшним христианам, жить достойно, не быть равнодушными к тому, что происходит вокруг. В декабре в рамках выставки пройдет круглый стол — семинар об усвоении современными христианами наследия новомучеников и исповедников ХХ века.
Некоторые из историй, представленных на выставке:
Татьяна Ивановна Коновалова, 1872 г.р., проживала в Томском женском монастыре с 1900 до 1924 г. Была старостой Преображенской церкви г. Томска, председателем церковного совета до 1936 г. (до закрытия церкви). Обвинение звучало следующим образом: «Она лет 7 жила в сторожке церкви, как старая монашка, настроена была реакционно и готова была на любое контрреволюционное действие. Когда закрыли церковь, то у ней на руках осталась сберегательная книжка на 4000 рублей, которые она присвоила». В ее деле нет никаких сведений о деньгах, но есть ее «признание» о том, что «она вела контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и соввласти. Так, например, летом 1936 г. в нашей усадьбе среди женщин она говорила: «Люди позабыли Бога, перестали молиться, а ведь Бог есть, и Он жестоко накажет всех неверующих, особо коммунистов. Они ведь разорили церкви, и запрещают учить детей верить в Бога, и дальше я призывала верить в Бога и не верить большевикам, которые обманывают людей... Не верьте, что написано в конституции, а верьте, что написано в Евангелии». Расстреляна 15.12.1937 г. Реабилитирована в 1965 г.
Христиния Сергеевна Сазонова, монахиня. Родилась в1870 г. в с. Васильевское Вятской губернии, проживала в г.Томске: «Просфорница Троицкой церкви. В доме содержала 2-3 монахини» (из дела Маныпиной). Арестована в 1937 г. Социальное положение на момент ареста – деклассированная. Политическое прошлое: 40 лет жила в женском Иоанно-Предтеченском монастыре в г. Томске». И далее: «Одинокая старая дева. Никогда не выходила замуж. Этим гордится, что монастырь ее сохранил». В 1925 г. монастырь закрыли, и она жила, где придется, проживала у разных священников. В 1926 г. осуждена на 1 год за спекуляцию. Расстреляна 28.01.1937 г. в возрасте 67 л. Реабилитирована в 1965 г.