Мать Мария (Скобцова), известная также под именем Елизаветы Кузьминой-Караваевой, – мыслитель, художник, поэт, богослов, создатель благотворительного и культурно-просветительского общества «Православное дело». Масштаб ее личности, ее возрожденческая одаренность, яркая жизнь и мученическая смерть не вписываются в рамки традиционной биографии, привычного нам «жития». Вчера, 15 июня, в петербуржском музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме о самоотверженном служении Богу и ближним матери Марии говорили выступавшие на открытии выставки «Я весть Твоя», посвященной 125-летию со дня ее рождения.
Приветствуя собравшихся, Нина Попова, директор музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, поблагодарила всех устроителей и отметила, что выставка «Я весть Твоя» является первым проектом из проходивших в музее мероприятий памяти матери Марии, который объединил усилия не только частных лиц и государственных музеев, но общественных и научных организаций. Это задало совсем другой глубокий контекст для понимания личности матери Марии.
– Мне всегда хотелось представить множественность граней человеческого опыта матери Марии – поэтесса, бестужевка, дворянка, общественный деятель, человек культуры Серебряного века, богослов, монахиня, спасавшая от смерти и своих православных соотечественников, и евреев, и военнопленных… ее жизнь для меня – это пример того, как много может один человек, движимый идеей служения Господу, – сказала она.
Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства и первый проректор Свято-Филаретовского института, представитель соучредителей выставки, вспомнил еще об одном мученике и свидетеле веры XX века – о. Павле Адельгейме:
– Мать Мария (Скобцова) и о. Павел Адельгейм – это настоящие мученики, настоящие свидетели, которые восприняли веру не как набор строгих всеобъемлющих правил, но изнутри своей жизни и изнутри своего сердца, изнутри всего, что им было суждено пережить, «возвысили очи к небу» и сделали шаг по вертикали, обретя свободу не только в слове, но и в жизни, в своей деятельности. И завершение их жизни стало соответствующим.
По мнению Дмитрия Гасака, то, что имя и опыт жизни матери Марии объединяет самых разных людей, является «настоящим свидетельством подлинной святости, которое в жизни никогда не угасает».
О многогранности и одаренности матери Марии вспоминали хранители коллекций, внесшие свой вклад в выставку: Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII - начала XX века Государственного Русского музея; Елена Ляпина, врач скорой помощи, – в доме ее бабушки хранились рисунки Кузьминой-Караваевой; Кирилл Соллогуб и Татьяна Викторова, члены Русского студенческого христианского движения, благодаря трудам которых в экспозиции представлена парижская часть наследия матери Марии.
– Мы воспринимаем сегодняшнюю экспозицию как некое продолжение выставки икон и вышивок матери Марии, которую наше движение устроило в Париже в марте этого года, – сказал Кирилл Соллогуб. – Уже сегодня говорилось несколько раз, что мать Мария является объединяющей фигурой, и мы очень сильно это почувствовали: выставка привлекла множество очень разных людей. На нее пришли потомки русской эмиграции и других православных французов – греческого и румынского происхождения, католики, неверующие, и даже представители государства, мэрии Парижа. Каждый из них нашел что-то свое близкое у матери Марии.
Он напомнил, что в этом году в Париже 31 марта, в день гибели матери Марии, открылась улица ее имени:
– Это – чудо. И это свидетельствует о том, что почитание матери Марии вышло за пределы среды русской эмиграции и является даром России, русской эмиграции, французскому обществу. Мать Мария (Скобцова) объединяет людей, и это действительно свидетельство подлинной святости. И мы вновь переживаем это ощущение объединения сегодня: объединения Франции и России, русской эмиграции и России, Петербурга и Парижа, Преображенского братства и РСХД.
Диакон Алексий Егоров, передавший приветствия от Санкт-Петербургской митрополии и лично от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, сказал:
– Любовь, которая окружала мать Марию – это самое большое достояние, которое она оставила после себя. Митрополит Сурожский Антоний сказал о ней, что ее любовь была настоящей любовью «воплощенной и распятой». Любовь воплощенная, потому что она воплощала ее в делах, а не в словах. Говорят, что Церковь Христова не в камнях, а в костях, и кости этой мученицы легли в основание церкви, которая будет стоять до Второго пришествия Христа. Любовь распятая, потому что она приняла смерть, как подобает каждому настоящему христианину.
Юлия Балакшина, одна из соавторов концепции выставки, прочитала приветственное слово от исследовательницы творчества матери Марии Ксении Кривошеиной, которая выразила надежду на то, что мать Мария будет канонизирована Русской православной церковью, поскольку она «по всей своей сути и истории многострадальной России истинная россиянка, новомученица, погибшая во имя Бога и за каждого из нас».
В завершение открытия выставки члены тверского православного братства имени матери Марии пропели ее тропарь.
Организаторы выставки: музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Преображенское содружество малых православных братств и Свято-Филаретовский православно-христианский институт при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В рамках выставки 15–16 июня проходит Международная научно-практическая конференция «Мы все стоим у нового порога»: свободное творчество матери Марии (Скобцовой). Работа выставки «Я весть Твоя» продлится до 24 июля.