Мать Мария (Скобцова): «Только непрестанно думайте — шире, глубже, не снижайте мысль...»

В Санкт-Петербурге открылась международная конференция «"Мы все стоим у нового порога": свободное творчество матери Марии (Скобцовой)», посвященная 125-летию со дня рождения известной во всем мире женщины — мыслителя, поэта, художника, богослова, участницы Французского сопротивления
Мать Мария (Скобцова)
Мать Мария (Скобцова)

Совсем недавно, в 31 марта 2016 года, именем матери Марии была названа одна из улиц Парижа, а сегодня ученые и исследователи из России и Франции, собравшись в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, вновь пытаются разгадать загадку этой непостижимой женщины.

— Мать Мария стала гордостью нашей страны и нашей церкви. Несмотря на то, что она прошла очень сложный путь и была человеком своего времени со всеми его плюсами и минусами, мы почитаем ее как человека святого и надеемся, что не только Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата, но и Русская православная церковь отметит благодатные откровения, полученные через мать Марию, ее канонизацией, — сказал в своем приветствии к участникам конференции ректор Свято-Филаретовского института, духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков. — Она открыла собой новую эпоху — эпоху особого отношения к человеку, особого проявления любви и милосердия, особой глубинной, просвещенной веры в то самое время, когда с такой силой бушевали в мире страсти, направленные против Бога и против человека.

Заместитель директора музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анна Соколова отметила, что имя матери Марии значимо для всего ХХ века:

— Это культовая фигура, удивительный образец служения, нравственности, разносторонней творческой личности.

Слева - Анна Соколова, заместитель директора музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Слева - Анна Соколова, заместитель директора музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Открывая конференцию, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак сказал о том, что Преображенское братство «считает своим долгом внести лепту в церковное, общественное, культурное дело сохранения памяти этого уникального человека». Целью конференции он назвал не только попытку вдуматься в многогранность жизни и деятельности матери Марии, но «увидеть, разглядеть ее в пространстве вечности».

Лидия Крошкина, соавтор концепции выставки памяти м. Марии; Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства
Лидия Крошкина, соавтор концепции выставки памяти м. Марии; Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства

Конференция открывает выставку «Я весть Твоя», в которой впервые в пространстве одной экспозиции собраны дореволюционные рисунки будущей монахини из собрания музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме и Государственного Русского музея и вышивки, выполненные ею в эмиграции, из частных парижских собраний. Жизненный путь матери Марии представлен в экспозиции уникальными фотографиями, рукописями и другими материалами из российских и французских архивов.

Работа конференции продолжится 16 июня и завершится вечером памяти Никиты Алексеевича Струве, главы крупного русскоязычного европейского издательства «YMCA-Press», впервые опубликовавшего «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына; а также главного редактора журнала «Вестник РХД», много потрудившегося для канонизации матери Марии.

Работа выставки «Я весть Твоя» продолжится в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме до 24 июля.

Организаторами конференции и выставки являются Преображенское братство, музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Свято-Филаретовский институт при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Справка

Монахиня Мария (Скобцова) (8/20 декабря 1891, Рига - 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) — монахиня Константинопольского Патриархата (Западноевропейский Экзархат русской традиции) русского происхождения. В юности Лизе Пиленко посвящал свои стихи Блок, а сама она была одной из поэтесс Серебряного века — Елизавета Кузьмина-Караваева. Затем — должность городского головы в городе Анапе. Эмиграция, гибель двух дочерей — взрослой Гаяны и четырехлетней Настеньки. Кто-то мог бы сломаться, но не будущая мать Мария.

В 1935 году она основывает объединение «Православное дело», свободную организацию, имеющую благословение правящего митрополита Евлогия (Георгиевского), занимающуюся широкой благотворительной, миссионерской, просветительской, деятельностью и направленной главным образом на помощь человеку не только телесную, но и душевную, и духовную. Среди основателей объединения — философ Николай Бердяев, историк и агиолог Георгий Федотов, богослов протоиерей Сергий Булгаков, литературовед Константин Мочульский и др. Сотрудники «Православного дела» видят путь церкви в свободном религиозном творчестве и созидании свободного союза христиан, напряженно живущих в соборном согласии и любви и занимающихся широким спектром церковной и общественной работы. Они открывают общежития для бездомных русских беженцев, бесплатные столовые, туберкулезные санатории, во время войны спасают евреев и русских пленных.

Обычный день м. Марии в то время вмещал в себя бесконечное многообразие дел: хождение на рынок, приготовление еды (порой на 100 человек) ради спасения бесприютных эмигрантов, заботы о содержании общежитий и других проектов, украшение храмов, вышивание икон, пастырскую помощь («Порой перед ее каморкой, превратившейся в исповедальню, выстраивалась длинная очередь»), поиски обнищавших по улицам и притонам, поездки в больницы для душевнобольных, проведение конференций, создание философских и богословских статей, стихов, докладов, драматических произведений (мистерий), проповеди в храме и многое другое.

Матери Марии удалось дать совершенно новые, абсолютно небанальные ответы на острейшие вызовы ХХ века, до сих пор не потерявшие своей актуальности. Главная тема ее жизни и творчества — заповедь о любви к человеку, тайна человекообщения. Через утрату веры в подростковом возрасте она со временем приходит к единству в вере, жизни, мысли и творчестве и фактически к святости, которая понимается ею как «приближенность новая ко всем», жертва и отдача себя ради ближнего, каков бы он ни был.

Этот путь отдачи всей своей жизни, начатый ею еще до принятия монашества, завершился во время Второй мировой войны. Мать Мария отказывается покинуть оккупированный Париж: «Я останусь со своими старухами. Куда мне их девать?». В одном из основанных ею общежитий на улице Лурмель организовывается негласный комитет помощи заключенным и их семьям. Комитет тесно сотрудничает с И.А. Кривошеиным и другими организаторами Сопротивления. Вскоре мать Мария горячо поддерживает решение ее помощника о.Дмитрия Клепинина о выдаче фальшивых свидетельств о принадлежности к Лурмельскому приходу евреям ради спасения их жизни.

Она проникает в парижское гетто для евреев, куда было согнано 6900 человек, и проводит там три дня, утешая детей и взрослых, помогая им в устроении их жизни. Ей удается устроить побег четверых детей, вынесенных в мусорных ящиках. Общежития на улицах Лурмель и Нуази становятся убежищами и путем переправки в безопасные места евреев и их детей, а также участников Сопротивления и бежавших из лагеря советских военнопленных. Вместе со взрослыми в этом деле помогает ее сын — Юрий Скобцов.

В 1943 году основные сотрудники «Православного дела» попадают в концлагерь. Мать Мария и там не только не теряет силы духа, но помогает не расчеловечиться окружающим ее женщинам: «Где могла и как могла поддерживала она еще не совсем потухший огонь человечности, как бы он не выражался… «Только непрестанно думайте, — говорила мать Мария, - в борьбе с сомнениями думайте шире, глубже; не снижайте мысль…»» (из воспоминаний соузницы м. Марии С.В.Носович).

Мать Мария погибла 31 марта 1945 года в газовой камере фашистского лагеря Равенсбрюк, не дожив до победы нескольких недель.

Анастасия Наконечная
Фото Елизаветы Дмитриевой
загрузить еще