Собирание традиционного для российской культуры общения в формате дружеских кругов – может стать потенциалом и надеждой России, способствуя возрождению человеческой личности и формированию климата в стране, считают участники проходящей в Подмосковье конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России».
«Дружеские круги – это то, что чрезвычайно важно для нашей страны, может быть даже в большой степени является ее особенностью и какой-то надеждой, если угодно. Потому что обычными путями нам не выжить, не найти выход из тех трудных ситуаций, в которых мы оказываемся», – заявил ректор СФИ священник Георгий Кочетков, выступая на открытии конференции.
Дружеский круг, по его словам, «это не просто теплый круг друзей, верных, как правило, но и не только что-то уже духовно вызревшее, устоявшееся, типа общины: это что-то между тем и другим». «Это что-то мобильно развивающееся и уже способное приносить самостоятельные плоды», – сказал он.
«Дружеские круги – неинституализированные, неформальные объединения людей – в русской культуре, традиции существовали, возникали часто и охотно. И нередко именно они, а не какие-то формальные объединения становились творческой средой для рождения мысли, для формирования яркой творческой личности, для формирования в целом климата в стране», – отметила председатель оргкомитета конференции, кандидат филологических наук, доцент Свято-Филаретовского института и РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина.
«Даже социологи, говоря об истории России ХХ века, отмечают, что в 90-е годы, когда все связи стали разрушаться, именно дружеские связи оказались наиболее прочными. Любые испытания, любое давление исторической среды дружеские связи в России выдерживают. В этом смысле это действительно наш потенциал и наша надежда», – сказала она.
В социальном плане, по словам Балакшиной, «есть надежда, что атмосфера отчуждения, атмосфера недоверия будет преодолеваться, что климат в нашем обществе со временем будет меняться, если дружеские круги найдут для себя возможным выходить из собственных рамок и создавать какие-то более широкие общественные связи».
«Вторая надежда, второй потенциал дружеских кругов связан с судьбой самой личности», – сказала Балакшина.
По ее мнению, чтобы преодолеть последствия «антропологической катастрофы, которая имела место в России и для того, чтобы человек восстанавливался, нужна какая-то среда, пространство общения, где он может пребывать в этом взаимном диалоге слышания, а не противостояния, где он может раскрываться». «И наша надежда на то, что эта среда для восстановления человека тоже может возникнуть в рамках этих самых дружеских кругов», – сказала Балакшина.
«Мы постарались собрать различных историков, культурологов, которые изучают разного рода дружеские круги, существовавшие в истории культуры России. Нам важно этот опыт поднять и прикоснуться к нему», – отметила она, добавив при этом, что «говорить о ныне существующих дружеских кругах крайне сложно».
«Мы верим, что явление неформального единства, дружества в нашем обществе не только необходимо, но что оно существует. Это чрезвычайно важно. И невозможно переоценить это для нынешнего момента нашей истории, и прежней, и будущей истории», – отметил в свою очередь председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.
Дружба как «души высокая свобода»
Соучредитель конференции директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова напомнила строки поэтессы, в которых она называет дружбу «высокой свободой» души. «Кроме определения Ахматовой, есть еще определение Мандельштама, который говорил: "не отрекаюсь от друзей, ни от живых, ни от мертвых"», – сказала Попова.
По ее словам, «высокое понимание дружбы и дружеского круга», а также миссии музея в этой связи, «задает определенную высокую планку, которая позволяет что-то преодолевать, от чего-то отказываться, что-то трансформировать». «Потому что есть вещи самые важные и самые главные – для чего и для кого мы. А есть вещи, которыми можно пренебречь для того, чтобы соответствовать какому-то очень важному представлению о том, что такое дружеский круг в музее, в этой самой институции, для чего он, и как это реализовать», – поделилась Попова.
Французский славист Жорж Нива – традиционный участник подобных конференций, в этом году не смог быть лично, однако направил послание ее участникам. «Что осталось бы от нас без дружбы? Дружба дар Божий на всю жизнь. Она помогает не только в трудное время, … но во все времена жизни», – говорится в его послании.
В трехдневной конференции, организованной Преображенским братством, Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, принимают участие более 130 гостей из России, Италии, Швеции, Польши, Румынии и других стран.