Дружеский круг: теплый оазис – или источник творческого дерзновения

Интервью с председателем оргкомитета конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» Юлией Балакшиной
В салоне у Зинаиды Волконской. Картина Григория Мясоедова. 1907 г.
В салоне у Зинаиды Волконской. Картина Григория Мясоедова. 1907 г.

– В марте будет проходить традиционная церковно-общественная конференция Преображенского братства. В этом году ее тема – «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». Соучредителями конференции выступили Свято-Филаретовский православно-христианский институт и музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Хотелось бы непосредственно перед конференцией подвести итог. Какой путь был пройден организаторами конференции от первого замысла до финала подготовки? К чему вы пришли?

Юлия Балакшина: Кратко говоря, в процессе подготовки конференции мы убедились, что дружеские круги в нашем обществе имеют как социальный потенциал, так и личностный, антропологический. Начиная подготовку конференции, мы опирались на наблюдения и размышления наших предшественников в этой теме. В частности, в 2009 году в Европейском Университете в Петербурге проходила конференция «Дружба. Очерки по теории практик». В основном в ней участвовали социологи, которые пришли к справедливому посылу, что феномен дружбы в современной России важно проанализировать с точки зрения ее общественного и отчасти политического (в греческом смысле этого слова) потенциала. В России трудно формируется гражданское общество, редко возникают устойчивые и созидательные сообщества людей. Чаще всего люди объединяются в ситуации беды, кризиса. Но кризис проходит, и эти объединения распадаются, они оказываются слишком временными, неустойчивыми. С другой стороны, все согласятся, что в России все очень любят дружить, у всех есть какие-то дружеские круги, дружеские связи, и все как-то этой дружбе, этим дружеским отношениям доверяют. Хотя, конечно, сегодня дружбой называют далеко не тот «свободный союз благородных людей», о котором писал Аристотель.

Доверие к дружбе в России, вероятно, связано с особенностями менталитета и государства. Дружеские отношения очень сокровенные, личные, не поддающиеся институализации – греющие душу. С другой стороны, поскольку дружба связана именно со сферой личных отношений между людьми, она легко уходит из зоны идеологического давления, контроля государства. Это та частная сфера жизни, в которой человек остается верен самому себе и тому избранному кругу друзей, которых никто ему навязать не может. Поэтому наши коллеги из Европейского университета и поставили вопрос о том, что дружба в России имеет уникальное значение и огромный потенциал. Именно она дает возможность постепенно, на микро-уровне формироваться обществу. Хочется надеяться, что если мы сможем потенциал дружбы увидеть, оценить, а сами дружеские круги смогут выйти из замкнутости на самих себе и начать общаться и дружить друг с другом, то это приведет к формированию особого «поля», «пространства» этих дружеских кругов, внутри которого будет рождаться позитивное социальное действие.
Image

– Это касается любой компании друзей?

– Я сразу оговорю, что когда мы поставили перед собой задачу собрать конференцию, посвященную дружеским кругам, мы сразу попытались обрисовать, чем дружеский круг отличается от кружка, компании, мафиозного сборища... Сейчас, до начала конференции, которая, я надеюсь, откроет новые смыслы, я бы назвала два основных критерия дружеского круга. Первый – это определенное качество общения, подлинные, глубокие, личные отношения, связывающие людей, а не просто отношения единомышленников, соратников, последователей одной и той же идеи или какой-то научной концепции. Второй – то социальное, позитивное действие, о котором я говорила выше. Иначе говоря, дружеский круг – это нечто большее, чем просто компания, которая приятно проводит вместе выходные или отпуска. Это круг людей, которые способны выйти вовне, увидеть вне самих себя какую-то проблему, какую-то задачу и начать ее решать, служить чему-то большему, чем обеспечение существования собственного круга.

Мы начали с того, что дружеский круг обладает каким-то позитивным импульсом для жизни общества в целом, а когда стали знакомиться с реально существующими дружескими кругами, поняли, что дружеский круг очень важен для формирования и жизни каждого человека. Ведь человек может раскрыться, обрести личностное измерение своей жизни только в доверительном подлинном глубоком общении. Поэтому, пока у нас мало примеров настоящих церковных общин, дружеский круг может стать средой, в которой рождается такое личностное общение.

Так получилось, что мы перешли от социальной проблематики к проблематике антропологической – к тому, что именно дружеский круг дает возможность для раскрытия и реализации многообразных даров, которые есть у человека. Хотя, наверное, дружеский круг – это не предел той глубины человеческого общения, которая вообще, в принципе достижима.

– Есть ли какие-нибудь особенности в программе, в замысле проведения конференции?

– Конференция будет состоять из двух частей. Первая часть будет посвящена тем дружеским кругам, которые существовали в истории России. Мы попытались представить в программе наиболее значительные явления, действительно оставившие след в истории и культуре страны. Конечно, мы будем говорить о западниках и славянофилах, о Приютинском братстве и о каких-то, может быть, менее известных, но не менее любопытных, как нам представляется, явлениях, таких, как круг Зинаиды Волконской или тот круг, который собирал Поленов в своем имении.

Пытались мы выявить и те дружеские круги, которые существовали в церкви. Это оказалось не очень просто, но, тем не менее, доклады и сообщения на эту тему тоже будут: в частности, о дружеском круге, который формировался вокруг братства Николая Николаевича Неплюева, о дружеском круге, который представляло собой ядро группы «32-х» петербургских священников, и так далее...

Вторая часть конференции будет посвящена тем дружеским кругам, которые существуют ныне. Мы пытались найти представителей таких дружеских кругов, которые сегодня и сейчас, в современной России, проявляют творческую инициативу. Например, мы обратили внимание на то, что в основе практически всех волонтерских движений лежит какой-то дружеский круг. Когда-то друзья собрались вместе, увидели, что в жизни общества есть какая-то нужда, есть какая-то боль, мимо которой они не могут пройти, и включились в эту ситуацию, стали реально помогать. Со временем из дружеского круга могла возникнуть институция, организация, но характер дружеских отношений в такой волонтерской организации, как правило, стараются сохранять. Представители таких организаций, надеюсь, будут у нас на конференции. Будут также люди, которые сумели из своих дружеских кругов взрастить какие-то образовательные учреждения, люди, которые вместе занимаются общественной проблематикой, восстановлением исторической памяти. Планируется, что представители творческих и научных дружеских кругов также будут на конференции.

Во второй части планируются не доклады, а круглые столы, во время которых хотелось бы обсудить те реальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются дружеские круги, в том числе вопрос о том, насколько плодотворно или пагубно для дружеского круга перерастание в институцию. Будем говорить и о том, возможны ли дружеские круги в современной церкви и как ее проблемы влияют на их появление или исчезновение.

Мы планируем поговорить о том, как из дружеского круга рождается энергия свободного действия, как действительно люди начинают думать о том, чем они могут помочь не только себе, но и другим. Конечно, будем говорить о том, что для современного общества дружеский круг – компенсаторное явление, попытка людей убежать от трудностей и проблем современного мира или все-таки, наоборот, потенциал роста и свидетельство о том, что со временем эти дружеские круги станут основой цельного, здорового, ответственного общества в России.

Еще одна часть замысла организаторов – это вечера воспоминаний, к участию в которых мы хотели бы пригласить людей, имеющих опыт дружеских кругов в 60-е, 70-е, 80-е годы. Известно, что такие значимые круги были в театральном, литературном, научном, церковном мире Москвы. Мы постарались найти их участников и предложить им за чашкой чая, в дружеском кругу участников конференции вспомнить, как они жили и дружили, что было фундаментом общения в их дружеском круге, что стало причиной его исчезновения или какие силы помогли ему сохраниться.

Конечно, к финальному этапу подготовки конференции мы подходим с некоторой тревогой, потому что дружеский круг – это явление очень внутреннее, очень личностное, и трудно дать ему дефиницию, описать в каких-то устойчивых научных категориях. Да, люди переживают реальность этого дружеского круга и очень ее ценят, но часто они боятся об этом говорить, чтобы эту сокровенную ценность своей жизни не потерять. Есть какие-то вещи, которые обнажать людям не хочется, которые действительно принадлежат сфере только их личного бытия, и не очень понятно, как об этом говорить публично.

Поэтому, с одной стороны, конечно, тема конференции вызывает и интерес, и даже какое-то такое вдохновение у многих людей, но с другой стороны, остается вопрос, удастся ли нам найти нужный тон, нужный ключ к разговору о дружеских кругах, преодолеть излишнюю объективность или субъективность.

Будем надеяться, что с Божьей помощью эти препятствия будут преодолены, что конференция не только состоится по факту, но и состоится как духовное событие, и ответы на важнейшие вопросы будут найдены.

– В мире войны, кризис, а Преображенское братство собирает дружеские круги... Да, очень радостно слушать рассказ об этом, вдохновляешься уже только от перечисления фамилий, а с другой стороны – оргкомитет действительно считает, что это острие, нерв сегодняшнего дня? Почему именно сейчас такая конференция?

– Может быть, это один из тех вопросов, на которые надо будет найти ответ, поэтому один из круглых столов так и называется «Дружеский круг в современном обществе: компенсаторное явление или норма общественной жизни?». Конечно, дружеский круг для многих из нас – своеобразная «ниша», оазис, который позволяет среди бурь и волнений, потрясающих современный мир, сохранить свою маленькую гармонию, свое маленькое сообщество друзей. Помните, как мечталось Илье Ильичу Обломову о небольшой колонии друзей, которые будут вместе слушать музыку, читать книги, размышлять о каких-то высоких проблемах. Но это сообщество должно быть прочно отгорожено от остального мира, иначе на этом маленьком островке дружбы невозможно будет спастись – волны мира поглотят его. Но у нас есть надежда, что дружеский круг имеет и другой потенциал – потенциал дерзновения, творческой открытости, выхода к миру, к людям, что творческая энергия, рождающаяся внутри дружеского круга, – это энергия единения. Ведь дружеский круг – это место, где люди учатся друг другу доверять, учатся друг друга слышать.

– А как сказывается на конференции то, что ее организаторы – люди верующие, православные? Это влияние только в том, что есть интерес и к дружеским кругам внутри церкви?

– Есть еще одна тема, которая нас волнует, – соотношение дружеского круга и общины. Дружеский круг – это пространство, которое человек выбирает сам, в него входят люди, близкие ему по системе ценностей, интересов, культурному уровню, образу жизни. Община же – это сообщество людей, которое, как мы верим, собирает Сам Господь. Эти люди могут быть очень разными, и связи между ними держатся единством веры, доверия, которое основано на действии Святого Духа и любви к Единому Отцу. Эти люди связаны через родство во Христе. И может быть, все-таки для современного мира именно общинное начало может оказаться более надежным и более целительным...

Беседовала Анастасия Наконечная
Кифа №2 (204), февраль 2016 год
загрузить еще