15 апреля в Екатеринбурге прошла презентация книги «Введение во храм» Александра Копировского, профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института (Москва), преподавателя курсов «Церковная архитектура и изобразительное искусство», «Религиозная эстетика», «Христианская эстетика», «Введение в богословие», приехавшего в столицу Урала по приглашению Свято-Екатерининского и Свято-Елизаветинского малых православных братств.
Говорить о церковном искусстве участникам презентации – искусствоведам, священникам, прихожанам екатеринбургских храмов и тем, кто скромно относит себя к широкому кругу читателей, посчастливилось в окружении старинной церковной утвари и древних ликов, собранных в Музее Невьянской иконы.
Начиная встречу, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства Олег Глаголев отметил, что книга «Введение во храм» становится хорошим подспорьем для людей, которые хотят узнать что-то подлинное о церковном искусстве, о его связи с повседневной жизнью. Книга помогает прикоснуться к тому, что хранят церковные стены на уровне предчувствия. «В эпоху постмодернизма, – отметил Олег Олегович, нам самим бывает сложно узнать, что красиво, что нет, но, соприкасаясь с традицией, человек начинает настраивать свой слух и вкус, обретает чувство меры и ощущение прекрасного». Этому способствует прекрасное знание и любовь автора книги к классической и современной культуре, в том числе – к поэзии, обращение к которой придает повествованию дополнительный объем и глубину.
По своей композиции книга представляет собой семь очерков о шедеврах церковного искусства – «семь чудес», рожденных божественным Вдохновением и человеческим гением. В их числе памятники архитектуры – храм Покрова на Нерли, иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и Павла Корина «Реквием» или «Уходящая Русь».
Казалось бы, что еще осталось несказанным о рублевской «Троице»? Но задача, которая ставится перед читателем – не просто узнать что-то новое о памятниках искусства, но войти с ними в диалог. «Никогда не читайте экспликации прежде, чем картина или икона сама «заговорит» с вами», – призывает автор «Введения во храм».
По признанию Копировского, очерки по искусству, как правило, получаются или сугубо профессиональными, или слишком широкими, и потому поверхностными. «Одна моя коллега – преподаватель Свято-Филаретовского православного-христианского института посоветовала ограничить аудиторию книги, и написать ее для тех, кто теперь входит в храм», – рассказал на встрече Александр Михайлович. Человек может зайти в храм из чувства здорового любопытства – и это неплохо. Он может оказаться там, ощущая неосознанную тоску, войти в это пространство, как говорится, чтобы «душу успокоить». Часто, впервые войдя в храм, человек вдруг понимает, что он не на Марс попал, а, наоборот, вернулся домой.
Какими бы добрыми мотивами не руководствовался человек, входящий в храм, все может быть разрушено, если вместо осторожного прикосновения, мы начнем разбирать его на фрагменты – апсиды и архитравы. Пространство тут же станет сухим и скучным. Не все нужно сразу изучать, к чему-то стоит лишь прикоснуться.
Встреча, наполненная размышлениями участников о церковном искусстве, современном храмовом строительстве, о свободе творчества и рамках православного канона затянулась до позднего вечера. Доверительное и непринужденное общение стало логическим завершением презентации книги в Екатеринбурге, которая началась представлением «Введения во храм» и учебных пособий Александра Копировского в Библиотеке Уральской государственной архитектурно-художественной академии, а окончилось в дружеском кругу людей, любящих церковное искусство настолько, чтобы посвятить ему по-весеннему теплый пятничный вечер.