Войти в храм, «прыгая от радости»

Вчера, 9 ноября, в книжном магазине «Библио-Глобус» прошла презентация книги «Введение во храм» профессора Александра Копировского, искусствоведа и преподавателя церковного искусства Свято-Филаретовского православно-христианского института
Ирина Бусева-Давыдова, Евгения Литвиненко (исполнительный директор КПФ «Преображение»), Александр Копировский, Юрий Протопопов, Александр Мелик-Пашаев
Ирина Бусева-Давыдова, Евгения Литвиненко (исполнительный директор КПФ «Преображение»), Александр Копировский, Юрий Протопопов, Александр Мелик-Пашаев

В книгу «Введение во храм» вошли статьи, посвященные шедеврам церковного искусства и живописи на христианскую тематику – церкви Покрова на Нерли, собору Василия Блаженного, церкви Преображения в Кижах, росписям Ферапонтова монастыря, «Троице» Андрея Рублева, картинам Александра Иванова «Явление Мессии» и «Реквием» Павла Корина, западным храмам и храмам России. Последний раздел книги содержит размышления о том, какие храмы нужны сегодня. Издание является совместным проектом Культурно-просветительского фонда «Преображение» и Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Высказать свое мнение о книге и поздравить автора пришли его друзья и коллеги по светской и церковной работе - известные историки искусства, педагоги и священнослужители.

Александр Копировский рассказал, что книга не является только сборником ранее опубликованных статей. Каждую из них пришлось серьезно переработать, чтобы получилось издание, адресованное в первую очередь тем, кто готовится к крещению и воцерковлению, а также тем, кто давно ходит в храм, но не осознаёт духовного и художественного содержания церковной архитектуры, росписей, икон. При создании книги ключевым для автора стал образ введения во храм Пресвятой Богородицы, описанный в апокрифе «Протоевангелие Иакова» (II в.): радость маленькой Марии, будущей Богородицы, которая, забыв обо всех окружающих, устремилась в храм, «прыгая от радости», и всеобщая радость народа, который, видя это, «полюбил ее».

– Хотелось, чтобы и современный человек, войдя в храм, духовно возрадовался, чтобы он не только увидел что-то новое для себя, а принял то лучшее, что есть в храме, как свое, как будто узнал его – да, вот так и должно быть… Но показать это сейчас лучше не большой последовательно написанной книгой, а отдельными «вспышками»: храмами, их внутренним убранством, иконами. Ведь все они - об одном – о том, что радует, открывая содержание нашей веры, – сказал автор.

Александр Копировский
Александр Копировский

Как отметила Ирина Бусева-Давыдова, главный научный сотрудник Института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, д-р искусствоведения, несмотря на то, что книга «Введение во храм» написана о выдающихся шедеврах, которым посвящены целые тома,  она содержит новые факты, развенчивает расхожие мифы. А главное – автор, проанализировав существо церковного искусства, показал одно из основных его качеств – недосказанность, тайну, которая определяет существо образа.

Ирина Бусева-Давыдова
Ирина Бусева-Давыдова

– В книге удалось достичь гармонии в соединении церковного и искусствоведческого взгляда на церковное искусство, – подчеркнул Юрий Протопопов, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, канд. пед. наук. – Меня поразил ее язык, то, с какой теплотой рассказывалось о судьбах людей, связанных с этими шедеврами.

Юрий Протопопов
Юрий Протопопов

Проблему расхождения между церковными и светскими специалистами отметил и Александр Мелик-Пашаев, главный редактор журнала «Искусство в школе», заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, член Союза художников РФ, д-р психол. наук. По его словам, в книге удалось преодолеть разрыв между религиозным и светским в культуре. Он охарактеризовал главы книги как позитивные свидетельства, объединяющие людей и способствующие возрастанию интереса к церковному искусству в педагогической среде.

Александр Мелик-Пашаев
Александр Мелик-Пашаев

Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея, канд. искусствоведения порадовалась тому, что книгу можно будет использовать как путеводитель при проведении экскурсий и лекций по церковному искусству.

– Это не просто замечательная книга во всех отношениях – и в научном, и в стиле подачи материала. Изучая ее, человек, который должен говорить с экскурсантами, может использовать ее как пособие. Сейчас школы приводят детей в музеи, и можно представить, как сложно будет школьным учителям показывать им иконы. Думаю, что эта книга здесь очень может помочь, – сказала Людмила Петровна.

Людмила Тарасенко
Людмила Тарасенко

По мнению протоиерея Николая Чернышева, иконописца, члена Патриаршей искусствоведческой комиссии, клирика храма свт. Николая в Кленниках, книга обладает особым качеством, одно из ее основных достоинств – теплота, с которой описывается каждый памятник, его форма и содержание, как подтверждается новизна и традиционность церковного искусства.

– Автор задается вопросом – почему описываемые памятники любимы народом, делает попытку ответить на этот вопрос , и тем самым выходит за рамки академического издания, – отметил отец Николай.

Протоиерей Николай Чернышев
Протоиерей Николай Чернышев

Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии, назвал книгу личным свидетельством о том, что церковное искусство обращено не только в прошлое, что и сейчас возможна свобода творчества. Как подчеркнул Сергей Валерьевич, «мы способны на большее, чем просто подражание некоей мифологической Руси». И что именно церковное искусство на вопрос «есть ли свобода у христианина» убедительно отвечает «да».

– Эта та отправная точка для церковного искусства, которая позволяет войти в храм. Об этом очень деликатно, очень мягко, разворачивая свою мысль в разные контексты, говорит автор книги, – завершил он.

Сергей Чапнин
Сергей Чапнин

Прот. Георгий Мартынов,  куратор патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя, клирик храма Христа Спасителя, также выразил уверенность, что книга, насколько это позволяет ее объем, является материалом, который необходим каждому, кто вступает в храм.

Протоиерей Георгий Мартынов
Протоиерей Георгий Мартынов
Вопрос из зала
Вопрос из зала

Александр Михайлович поблагодарил всех пришедших экспертов и гостей, а также своего духовного наставника – священника Георгия Кочеткова, духовного попечителя Преображенского братства и ректора СФИ, не только пробудившего в нем интерес к церковному искусству, но и во всех смыслах совершившего его «введение во храм».

Приобрести книгу А.М. Копировского «Введение во храм» можно в ТД «Библио-Глобус» (Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1), а также через Интернет-магазин Предание.орг.

Справка
Александр Михайлович Копировский – кандидат педагогических наук, магистр богословия. Профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института. Автор и преподаватель курсов «Церковная архитектура и изобразительное искусство», «Религиозная эстетика», «Христианская эстетика», «Введение в богословие». Более 15 лет проработал в Московских художественных музеях. Член Российской Ассоциации искусствоведов. Автор более 200 публикаций по научно-богословской и церковно-художественной тематике.
Дарья Макеева
Фото Александра Волкова, Андрея Васенева
загрузить еще