Воцерковление детей: кто может помочь родителям?

16 сентября 2016
Об этом размышляли на площадке «Воцерковление детей и подростков: опыт передачи веры» в рамках фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду»

Как известно, вера от слышания. Хорошо, когда тем человеком, который открывает ребенку мир веры, становится его собственный родитель. В дореволюционной России так и было: традиционно христианским воспитанием занималась семья. Как правило, в ней закладывались основания веры, давались первичные знания о Боге и церкви, происходило усвоение христианских этических норм, совершалось приобщение ребенка к молитве и храму.

О традициях передачи веры в семье участникам площадки рассказал протоиерей Николай Соколов. В своем видеоинтервью он поделился воспоминаниями о воспитании в семье деда, замечательного ученого и православного писателя Николая Евграфовича Пестова, члена Мечёвской общины.

Но современные родители, желающие воспитать своих детей в вере, находятся в сложном положении. Трудность состоит не только в поиске и применении того ценного, что было в опыте прошлых лет, но также в адекватном закреплении и усвоении ребенком полученных в семье добрых навыков. Это довольно сложно в ситуации, когда в обществе нет единого представления о норме в вопросах воспитания, а зачастую размыто и само понимание этических норм. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что отдельно взятая семья не может сформировать такие принципы и традиции воспитания, которые бы всецело определяли жизнь ребенка и поддерживались бы сходными представлениями о них и в церкви, и в школе, и в обществе.

Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра Культурно-просветительского центра «Преображение»
Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра Культурно-просветительского центра «Преображение»

Поэтому значение среды в процессе христианского воспитания сегодня актуально как никогда. В начале XX века в помощь родителям начали проводиться христианские лагеря, ставшие заметным явлением христианской жизни. Они явились той средой общения, которая оказалась способной конкурировать с агрессивным влиянием мира сего. Проблемам организации и проведения христианских лагерей был посвящен круглый стол «Православные христианские лагеря с детьми и подростками сегодня: воцерковление или досуг?», прошедший на площадке фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду». В ходе обсуждения участники размышляли над вопросами о том, какими должны быть православные лагеря сегодня, как они могут помочь решению проблем христианского воспитания в семье, школе, обществе?  Был представлен современный опыт проведения лагерей, в том числе опыт лагерей-соборов, проводимых Преображенским братством.

Впервые православные лагеря появились в русском зарубежье в начале ХХ века для помощи семьям, оказавшимся в трудных условиях эмиграции. Цель этих лагерей состояла в сохранении и передаче православной веры и русской культуры. Участники стола говорили о том, что и сегодня христианские лагеря дают уникальную возможность неформального живого общения взрослых и детей, помогают находить новые пути научения вере и передачи христианской традиции воспитания. При этом отмечалось, что основная проблема состоит не столько в хорошей организации лагеря, что само по себе важно, но, главным образом,  в достижении внутреннего качества жизни - общения, труда, молитвы и сохранении полученных навыков в последующее время, когда дети вернутся к повседневной жизни. Обычно после лагеря складывается типичная ситуация: вдохновленные дети возвращаются в семью, где родители не видели и не знают того важного и ценного, что было в жизни ребенка в этот период. И опыт лагеря, не будучи воспринятым в семье, очень скоро остается лишь в детских воспоминаниях.

Детско-подростковый хор Преображенского братства «Встреча»
Детско-подростковый хор Преображенского братства «Встреча»

В Преображенском братстве эта проблема решается проведением лагерей как соборов, в которых вместе с детьми участвуют их родители и поручители-крестные, люди, которые берут на себя труд и ответственность за помощь родителям в воспитании детей в вере, а также все члены общины, в которую входят родители. В таких лагерях есть место для людей пожилых и немощных, для инвалидов, людей с особой ментальностью. Все в них одинаково приняты и любимы, имеют свое место и дело, свою ответственность за общую жизнь. Благодаря участию в лагере людей разного возраста, с разным жизненным и церковным опытом, которым дети доверяют, открывается возможность для более глубокого общения, передачи живой церковной православной традиции, в том числе братской, от старшего поколения младшему. Такие соборы-лагеря не являются мероприятиями, специально организуемыми для летнего отдыха детей, но становятся логическим продолжением общей жизни взрослых и детей в течение года, которая обычно насыщена событиями: встречи, праздники и др. То важное, без чего собор-лагерь не может состояться – инициатива родителей и их доверие церковному собранию, которые позволяют создавать и поддерживать в лагере границы жизни, единое пространство совета, в котором можно открыто и принципиально обсуждать вопросы воспитания, разбирать частные и общие случаи, вырабатывать индивидуальные рекомендации для родителей и для общей жизни лагеря. В таком пространстве возможные ошибки или недоработки не воспринимаются как основание для критики или выяснения отношений, но как проблема, которая решается вместе.

Одним из важных итогов девятилетнего опыта проведения подобных лагерей в Преображенском братстве является понимание того, что одних усилий родителей для воцерковления детей недостаточно – нужны еще и соборные усилия церковной общины.

Галина Ложкова
Фото Дианы Рыбаковой, Максима Соболева, а также из архива Детско-юношеского центра
загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку