В Сарапуле прошел круглый стол, завершивший выставку «Неперемолотые»

17 мая 2018
В нем приняли участие епископ Сарапульский и Можгинский Антоний, представители духовенства епархии и городской администрации
Круглый стол, закрытие выставки "Неперемолотые"

15 мая по благословению епископа Сарапульского и Можгинского Антония в музее истории религий и национальностей Прикамья (г. Сарапул, Удмуртия) прошел круглый стол на тему «Опыт духовного сопротивления вызовам современного мира», завершивший выставку «Неперемолотые», посвященную духовному сопротивлению христиан и мусульман в годы советских репрессий. Круглый стол и выставка были организованы Культурно-просветительским фондом «Преображение», Крестовоздвиженским, Свято-Иоанновским и Богоявленским малыми православными братствами при поддержке Сарапульской епархии и сотрудников музея.

В работе круглого стола приняли участие Преосвященный Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский, древлехранитель Сарапульской епархии и директор музея Виктор Ерастов, глава миссионерского отдела епархии иерей Андрей Полин, заместитель руководителя молодежного отдела епархии дьякон Павел Макаров, имам-хатыб мечети Элеконд г. Сарапул Дамир хазрат Халиков, заместитель главы администрации Сарапула Виктор Шестаков, члены Преображенского православного братства, Культурно-просветительского фонда «Преображение», а также посетители выставки.

Круглый стол, закрытие выставки "Неперемолотые"

Обращаясь к участникам круглого стола с приветственным словом, владыка Антоний отметил, что сейчас продолжается период особых памятных дат, когда мы вспоминаем события истории России XX века и тех свидетелей, которые сохранили веру. Забвение истории приводит к тому, что некоторые священнослужители положительно отзываются о роли Сталина, хотя на его руках кровь мучеников и исповедников веры – и христиан, и мусульман. Без веры, несения слова о Боге, по мнению владыки, русский народ не будет народом. В конце своего выступления правящий архиерей поблагодарил всех, кто принял участие в подготовке и работе выставки и вручил благодарственные письма ее организаторам. Виктор Ерастов заметил, что выставка была заметным событием в городе, ее посетило около четырех с половиной тысяч человек.

Епископ Сарапульский и Можгинский Антоний
Епископ Сарапульский и Можгинский Антоний

С темой «Традиционные ценности татар-мусульман» выступил имам-хатыб Дамир хазрат Халиков. Он рассказал о гонениях на мусульман в советское время.

Имам-хатыб Дамир хазрат Халиков
Имам-хатыб Дамир хазрат Халиков

Об общинно-братской жизни в истории РПЦ как ответе на вызовы времени рассказал в своем докладе кандидат исторических наук, председатель Богоявленского малого православного братства Виталий Черкасов. Он сделал акцент на трех вызовах, с которыми сталкивалась церковь, – обращенных как внутрь себя, так и к обществу и народу, – и через устроение братств и общин давала ответы на них: разобщенность, разделение и рознь; невежество и непросвещенность, порождающие, в том числе, губительные идеологии, и, как следствие, гонения на церковь; умаление жизни по Евангелию. И православные братства XV-XVII вв. юго-западных русских земель, и братства пореформенного периода второй половины XIX – начала XX в., и братства, возникшие после 1917 г. в период гонений стремились через собирание «малого стада», через качественное духовное образование и просвещение устраивать жизнь на евангельских основаниях. В большей степени это было выражено в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н. Неплюева, которое началось с трех выпускников школы для крестьянских мальчиков, а продолжилось добровольным принятием братчиками «креста братской жизни» и ежедневным «подвигом любви», а также призывом Н.Н. Неплюева к покаянию, обращенным к церкви, властям и всем слоям русского общества накануне национальной катастрофы 1917 г. Основатели и братчики Александро-Невского братства в своем духовном делании не просто возродили пение всего народа в храме с обязательной проповедью или создали целую школу духовного просвещения (от многочисленных детских кружков до Богословско-пастырского училища и Богословского института), но ставили предельную задачу сохранить и возродить церковь. А потому основывались полулегальные монашеские общины, совершались тайные постриги и был создан Союз православных братств Петрограда. Становятся понятными утверждения одного из основателей Александро-Невского братства епископа Иннокентия (Тихонова): «Братство… есть жизнь Церкви в Церкви», «семья наша, истинное единение наше во Христе», «Братство священно...». Сообщение было завершено словами священника Александра Гумилевского, основателя Христорождественского братства в Санкт-Петербурге, который еще в 1860-е гг. писал, что «церковное братство может быть скрепой, соединяющей сдвинутые пласты русской жизни».

Виталий Черкасов
Виталий Черкасов

Опыту ответа на вызовы современного мира на примере Преображенского братства посвятил свое выступление бакалавр богословия, член Крестовоздвиженского малого православного братства Сергей Озерский. В первую очередь, этот опыт связан с возрождением общинно-братского начала в нашей церкви. Было также отмечено, что подлинное возрождение соборности снизу, рождения по-настоящему церковных общин и братств невозможно без духовного просвещения. Докладчик процитировал протоиерея Георгия Флоровского, который считал, что исцелить и укрепить русскую душу можно только в «последнем напряжении огласительного подвига». Он отметил, что вызовы современности, при всей уникальности ситуации сегодняшнего дня, во многом укоренены в трагической истории нашей страны в ХХ веке. Сергей Озерский рассказал участникам и гостям круглого стола об инициативе Преображенского братства, связанной с Акцией национального покаяния. Собравшиеся смогли увидеть видеоряд Молитвы памяти, которую братство в течение нескольких лет проводит в День памяти жертв политических репрессий 30 октября.

Сергей Озерский
Сергей Озерский

В своей реплике заместитель главы администрации Сарапула Виктор Шестаков затронул проблему построения современного нравственного общества, поблагодарил руководство музея за создание свободной городской площадки для встречи и диалога по разным насущным вопросам.

Виктор Шестаков
Виктор Шестаков

Древлехранитель Сарапульской епархии и директор музея Виктор Ерастов выразил озабоченность тем, что родители сарапульских школьников, считая себя православными, выбирают для изучения детьми не православную культуру, а светскую этику. Виктор Сергеевич указал и на более серьезный вызов современности – двоеверие.

Виктор Ерастов
Виктор Ерастов

Эту тему развила в своем докладе педагог МБОУ «Лингвистическая гимназия №20» Ольга Шаповалова. Она показала связь неоязычества и национализма в Удмуртии, выявила ложное представление жителей этого края о потере в христианстве национальной идентичности. Ольга Владимировна привела статистику, согласно которой 20% жителей Удмуртии считают себя православными, 20% – язычниками, остальные придерживаются двоеверия, что свидетельствует о необходимости христианского просвещения.

Ольга Шаповалова
Ольга Шаповалова

В завершении круглого стола от лица Культурно-просветительского фонда «Преображение» выступил председатель Свято-Иоанновского малого православного братства Александр Корнеев. Он поблагодарил владыку Антония и Виктора Ерастова за помощь в устроении выставки. Владыка в ответ заметил, что сам себя считает братчиком недавно воссозданного Александро-Невского братства в Санкт-Петербурге.

Александр Корнеев
Александр Корнеев

Подводя итоги встречи и завершая выставку, Александр Корнеев сказал, что выставка «Неперемолотые» уже 7 лет ездит по разным городам России, и каждый раз организаторы надеются, что духовный опыт людей, выстоявших в гонениях, будет востребован современными людьми, послужит семенем для возрождения церкви и общества, опорой для противостояния злу в современном мире.

После круглого стола во время чаепития участники и гости говорили об ответственности за родную землю, бескорыстном служении, важности просвещения, о творческом потенциале русского народа.

Ольга Гаврилова

 

 

загрузить еще