100 лет назад, 1 февраля 1918 года патриарх Тихон в своем воззвании обратился к пастырям и мирянам, призвав их создавать союзы, общества, братства для защиты храмов и святынь от зла, захлестнувшего всю Россию. Приуроченная к этой дате однодневная конференция «Связанные союзом любви...» объединила исследователей из разных мест: заведующего кафедрой исторических дисциплин Свято-Филаретовского института Константина Обозного из Пскова, независимого исследователя Иоанну Калниню из Риги и журналиста газеты «Кифа» Анастасию Наконечную из Санкт-Петербурга.
Поднятая на конференции тема православных братств, с одной стороны, сейчас на слуху. С другой стороны, нередко считается, что это довольно непростой опыт, касающийся избранных людей или актуальный только для определенных исторических периодов и условий. Для многих стало открытием более чем 500-летняя история существования православных братств в России и их важнейшая роль в жизни Российской церкви.
Доклад Константина Обозного был посвящен месту православных братств в жизни российской церкви и общества. Прозвучал рассказ о том, как и с какой целью возникали братства на Юго-Западной Руси в XV‑XVI веках и какова была дальнейшая история братского движения в России. Он привел пример одного из братств предреволюционного периода, возникшего благодаря усилиям известного рижанам священника Кирилла Зайца*, который в начале ХХ века служил на Покровском приходе в местечке Эржеполь или Мариенгауз (современный город Виляка). Он был настоятелем на этом приходе в течение 12 лет, и в это время там возникло братство, прежде всего из-за осознанной потребности в духовном просвещении, образовании самих прихожан и для миссионерской деятельности. К сожалению, после перевода отца Кирилла в 1911 году на служение в Двинск (ныне Даугавпилс) братство распалось.После революции 1917 года ситуация резко меняется, в трагической истории ХХ века братствам принадлежала особая роль. Как отметил Константин Обозный, «кто-то, как митрополит Сергий (Страгородский), думает, что сохранить церковь можно только сохранив структуру, иерархию и какие-то более менеее терпимые отношения с государством, но на самом деле церкви позволяют сохраниться именно братские отношения».
В 1918‑20 гг. братства стремительно возникают в таких крупных городах, как Москва, Петроград, Киев, Нижний Новгород. Но даже в небольших городах создаются союзы, общества на приходах, при монастырях, или просто просвещенными мирянами, которым не все равно, что будет с их церковью, с их традицией, с их духовными корнями. О Союзе православных братств Петрограда в период гражданской войны и предпосылках его возникновения в 1918–1922 гг. рассказала Анастасия Наконечная. Инициатива, проявленная в основном мирянами, получила благословение священномученика Вениамина (Казанского). Он понимал, насколько это поддерживает церковь, является серьезным ответом на антирелигиозную пропаганду и красный террор.После чтения докладов Константин Обозный представил издания Свято-Филаретовского института, среди которых были новинки: Хрестоматия по истории православных братств в России, в которой впервые собраны уникальные документы о жизни братств с XIV до XXI века; а также альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех» № 21, где была опубликована большая часть докладов с конференции, посвященной истории братств, проходившей в Подмосковье зимой 2017 г. Интересно, что гости форума проявили живейший интерес не только к изданиям, напрямую относящимся к теме, но и к таким книгам, как Сборник стихотворений, написанных в связи с 1917 годом. Был представлен третий том книги «В ком сердце есть, тот должен слышать время», посвященный Акции национального покаяния, проходившей в течение 2017 года на всей территории бывшей Российской империи, а также уникальное издание дневников А.А. Ершовой «В тюрьме в 1920-м году».
Конференция закончилась просмотром фильма, посвященного Александро-Невскому братству (в 2018 году отмечается 100-летие со дня его возникновения), в котором о братстве рассказывают потомки братчиков, а также исследователи – историки Михаил Шкаровский, Сергей Фирсов и, конечно, священнослужители православной церкви, в том числе священник Георгий Кочетков, основатель Преображенского братства и ректор СФИ.
Конференция в Риге собрала достаточно много людей: потомков участников Псковской миссии, историков, журналистов. Священник Владимир Вильгерт рассказал о том, что местом его первого служения оказался приход, на котором создал приходское православное братство будущий глава Псковской миссии священник Кирилл Зайц.* Кирилл Зайц (15.07.1869, Рижский уезд ‑ 28.10.1948, Карлаг) – протопресвитер, глава Псковской Православной миссии.
** Петропавловское братство было создано при Петропавловском соборе Риги и содержало учительскую семинарию, открывало школы, помогало малоимущим.