В Москве прошел фестиваль «Преображенские встречи-2016. Имеющие надежду»

01 сентября 2016
Светлана Солодовник рассказала Центру «Сова» о проходившем в Москве православном фестивале «Преображенские встречи-2016. Имеющие надежду»
«Преображенские встречи-2016. Имеющие надежду»

Второй православный фестиваль «Преображенские встречи-2016. Имеющие надежду» проходил в выходные 20-21 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники». В форуме приняли участие более двух тысяч человек — в основном члены Преображенского содружества малых братств, которое и организует фестиваль, а также представители христианских движений из России, Италии, Франции, Швейцарии, Румынии и других стран, церковные и общественные деятели, историки, журналисты и писатели.

Открывая фестиваль, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института и попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков сказал: «Много-много надежд было в последние десятилетия. Потому что удалось преодолеть когда-то коричневую чуму (фашизм), потом красную чуму (коммунизм). Казалось, все кончилось, и появилась вот эта надежда на то, что постепенно начнется новая нормальная жизнь. Но прошли десятилетия. И оказалось, что все совсем не так просто». Священник призвал освобождаться от духовного груза советского наследия, делая выводы из ошибок прошлого.

Андрей Васенев, Сергей Филатов

Что непосредственно может сделать сама Церковь, обсуждали на 13 фестивальных площадках — «Общинная жизнь», «Христианское воспитание детей», «Братства в Церкви» и т.д. На секции «Церковь и СМИ» затронули тему образа РПЦ в медийном поле — как он формируется, насколько соответствует евангельскому представлению о Церкви, как сказывается на коммуникации церкви и общества. Поучаствовать в дискуссии были приглашены религиоведы Сергей Филатов и Роман Лункин, журналисты, пишущие о церковной проблематике, Андрей Мельников («НГ-Религия»), Сергей Чапнин, Владислав Мальцев (Life.ru), сотрудники церковных пресс-служб. Вел заседание секции главный редактор медиапроекта «Стол» и член Преображенского братства Андрей Васенёв. Участники панели отталкивались от доклада исследователей в области журналистики Алины Гарбузняк и Ольги Филиной «Образ РПЦ в светских СМИ: от Пасхи 2015 – до Пасхи 2016», который был представлен на обсуждении. Авторы поставили перед собой цель изучить способы репрезентации церковной проблематики в общероссийских печатных СМИ.

Ольга Филина, Алина Гарбузняк
Ольга Филина, Алина Гарбузняк

Для исследования были отобраны шесть печатных (в них «оседают» смыслы и их удобнее анализировать, пояснили авторы) изданий: «Российская газета», «Независимая газета», «Коммерсант», «Известия», «Новая газета», журнал «Огонёк». Наибольший объем внимания к церковной проблематике оказался у «Российской газеты» (35% выпусков за исследуемый период), наименьший — у «Коммерсанта» (18%). «Российская газета» лидирует и по количеству материалов, характеризующихся положительной интонацией в адрес РПЦ (64%), критичнее всего к церкви настроена «Новая газета» — 80,8% материалов. Если брать отобранные СМИ в целом, то количество положительных и критичных материалов примерно равно — соответственно 36 и 32% материалов.

Каждое СМИ в первую очередь интересуют проблемы, связанные с его собственной профильной темой: для «Российской газеты» это социальные инициативы РПЦ, для «Независимой» — международная деятельность патриархии, для «Коммерсанта» — передача религиозным организация собственности, для «Новой» — музейные скандалы, связанные зачастую с той же передачей собственности.

Тем не менее, как считают авторы исследования, в публичном медийном пространстве отсутствует понятий аппарат, релевантный для интерпретации церковных тем и сюжетов, какой есть, например, в поле политики или поле экономики. Как следствие, трактовка значимых для церкви тем осуществляется по преимуществу в «чужом» поле с использованием нерелевантной терминологии и аргументации. Такой вывод исследователям позволил сделать анализ «облака тегов», окружающих РПЦ в медийном пространстве. Чаще других встречаются теги «государство/власть/патриотизм», «раскол на Украине», «политическое православие», «православные активисты», «школа/ОРКСЭ», «гонения на христиан»… Такие теги формируют ярко выраженные смысловые поля: политико-идеологическое, социально-экономическое, культурно-историческое — смежными с понятийным полем собственно церковной тематики. Евангельское понятийное поле и евангельский понятийный аппарат, которые также присутствуют в информационном пространстве, по мысли авторов исследования, гораздо больше подходят для донесения до аудитории важных для церкви смыслов, однако они представлены в масс-медиа значительно слабее. Авторы доклада, впрочем, признают, что и сами церковные спикеры не всегда владеют евангельским понятийным аппаратом, или не всегда используют его, чаще прибегая к общеупотребимой терминологии.

Выступивший в прениях Сергей Чапнин считает, что картина получилась вполне ожидаемой. На его взгляд, интересно было бы разделить СМИ на независимые и те, которые контролируются государством, и посмотреть на подачу церковной тематики под этим углом. Неплохо было бы также попробовать выбрать что-то вроде материала года — текст, который содержит новый взгляд на презентацию церковных проблем. Но в общем и целом, как ему кажется, пиар совершенно вытеснил журналистику, церковная журналистика умирает так же, как и светская.

В центре - Сергей Чапнин, Владислав Мальцев
В центре - Сергей Чапнин, Владислав Мальцев

Сергей Филатов высказал соображение, что сама природа СМИ противоречит церковной тематике. Он 20 лет работал в США, где тоже занимался церковной темой и по долгу службы читал все СМИ. Церковные, как правило, скучны, а светские, если это либеральные СМИ, норовят все проблемы свести к женскому священству и рукоположению гомосексуалистов. Кроме того, работа журналиста в Америке чревата личностной деформацией. Если брать среднего американца, то это человек, состоящий в браке, имеющий несколько детей, верующий. А если взять среднего американского журналиста, то он почти наверняка разведен, детей не имеет и в Бога не верит.

Сергей Филатов
Сергей Филатов

Роман Лункин надеется, что со временем церковь научится более адекватно вести себя в острых ситуациях. Сейчас она, как правило, запаздывает с реакцией, иногда событие уже уходит, а церковные пресс-службы продолжают отмалчиваться. Кроме того, он считает по-прежнему актуальной задачу церкви выработать свою собственную повестку дня и завоевать общественное сознание. Когда-то эта идея активно обсуждалась на фестивалях церковных СМИ «Вера и слово», но церковные СМИ так и не превратились в инструмент влияния на общество.

Крайний справа - Роман Лункин
Крайний справа - Роман Лункин

Андрей Мельников выразил недоумение по поводу пожелания авторов доклада побудить журналистов обращать больше внимания на евангельский понятийный аппарат: журналист пишет об обществе и в поле его рассмотрения попадает то, что церковь приносит в общество.

Андрей Мельников
Андрей Мельников

Владислав Мальцев обрушился с критикой и на церковных журналистов, у которых «нет ни единой мысли», и на светских, которые, на его взгляд, не умеют должным образом освещать выбранные темы, пускаясь в словесные упражнения, вместо того чтобы нырять в самую гущу жизни. Религиозных деятелей и религиозные пресс-службы он упрекнул в уклончивости и желании отмолчаться в большинстве случаев, когда требуется их членораздельная оценка событий, поставив им в пример отца Всеволода Чаплина — тот никогда не уклоняется. Также журналист посоветовал религиозным организациям отказаться от государственной поддержки — тогда и слово их будет свободнее, и обществу будет понятно, на что организация способна по части социальной деятельности (не исключено, что она прикроется, заметил он).

Андрей Васенев
Андрей Васенев

На вопрос Андрея Васенёва (и одновременно всего фестиваля), в чем же наша надежда, Сергей Филатов выразил уверенность, что светские СМИ никогда не дадут церкви то, что ей хотелось бы, и призвал всех научиться не только разрешать конфликты, но и уметь жить с ними.

Фото Евгения Гурко, Дмитрия Глущенко

www.sova-center.ru
конец!

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку