В любви к Богу, друг другу и православной традиции

В Екатеринбурге говорили о петроградском Александро-Невском братстве и о том, зачем нам его сегодня стоит вспоминать

Семинар «Александро-Невское братство в годы советских гонений: живой опыт сохранения православной традиции» собрал 23 мая в конференц-зале Храма-на-Крови тех, кто, как написано на афише, «не равнодушен к истории Русской церкви в ХХ веке». Организатором семинара при поддержке митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла выступили Свято-Екатерининское малое православное братство и Екатеринбургская духовная семинария.

На семинаре прозвучали два доклада. Первый из них – «История братского движения в Петроградской епархии в 1917-1922 годах» – гостьи из Санкт-Петербурга Анастасии Наконечной, магистра богословия, члена Свято-Петровского малого православного братства. Со вторым докладом «О жизни и служении Александро-Невского братства (1918-1932)» выступил Олег Глаголев, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства (Екатеринбург).

Анастасия Наконечная начала с вопроса – была ли организация Александро-Невского братства вызвана исторической ситуацией, тем, что верующим Санкт-Петербурга пришлось защищать от нападок и разорения Александро-Невскую лавру, или жизнь в братствах для церкви естественна?

– Все действительные члены братства тогда дали торжественное обещание перед ракой Александра Невского защищать святыни Лавры до смерти, – рассказала Анастасия, – собственно, так и родилось братство.

Достаточно быстро после образования братства его члены поняли, что в церкви в первую очередь нужно защищать не стены, не храмы и благолепие, а общение во Христе, братское единство живущих по вере людей, которое они неожиданно приобрели в братолюбии, совместных молитвах, трапезах, образовании, заботе о нуждающихся, воцерковлении и образовании детей и молодежи.

Основой жизни Александро-Невского, как и других братств Петрограда, была глубокая молитва – как личная, так и общая, в храме, а также всеобщий настрой членов братств на серьезное духовное образование. Не случайно одним из плодов совместной деятельности представителей разных братств стало открытие Богословского института в 1920 году. В нем, как и в богословско-пастырском училище или на благовестнических женских курсах, преподавали и учились многие члены братств.

Олег Глаголев рассказал о том, что «в братстве собрались люди, которые хотели не просто укрыться за стенами церкви от исторических бурь, но были готовы многое брать на себя». Начал он с рассказа о вдохновителях и руководителях братства – родных братьях о. Льве и о. Гурии (Егоровых), о. Иннокентии Тихонове, митр. Вениамине (Казанском), который передал братству свою митрополичью церковь, ставшую на время основным братским храмом, вспомнил и других братчиков. Впоследствии из числа членов братства вышли пять видных архиереев – митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров), архиепископ Михаил (Мудьюгин).

Отцы Александро-Невского братства
Отцы Александро-Невского братства

– Люди, в детстве знавшие членов братства, – рассказал О. Глаголев, – и через них соприкоснувшиеся с опытом братской жизни, на всю жизнь сохранили о них благодарную память и старались ответственно жить в церкви, в любви к Богу, друг другу и православной традиции – так же, как жили их учителя.

Докладчики уделили внимание «детскому» служению братства.

– Просветительская деятельность братства включала также церковную работу с детьми, братчики вели 69 детских различных детских кружков, в которых дети узнавали церковную традицию, – рассказал Олег Глаголев, – По благословению митрополита Вениамина для детей и подростков были заведены специальные кресты, хоругви, иконы и облачения. Дети участвовали в богослужениях и крестных ходах. 

Участники семинара вспомнили и двух братчиц Александра Невского братства, не так давно канонизированных как мучениц, – Киру Оболенскую и Екатерину Арскую, которые проявили удивительную верность братству и стойкость на допросах во время ареста. Позже обе они были приговорены к расстрелу.

В 1922 г. легальный период жизни братства закончился и начались гонения на братчиков. Некоторых из них неоднократно арестовывали, многих приговорили к расстрелу. Небольшому числу братчиков чудом удалось избежать репрессий.

Монахиня Евгения (Миллер) была приговорена к расстрелу, но в связи с окончанием карательной операции "большого террора" осталась в живых
Монахиня Евгения (Миллер) была приговорена к расстрелу, но в связи с окончанием карательной операции "большого террора" осталась в живых

Когда к обсуждению темы подключились гости семинара, прихожане храмов Екатеринбурга, члены Свято-Екатерининского братства, члены общественных и социальных организаций города, прозвучали разные мнения о том, в чем задачи современных православных братств, возможна ли их организация на приходах и чем, кроме социальной и благотворительной деятельности они могут заниматься.

Гости попросили рассказать организатора встречи – Свято-Екатерининское братство о том, в чем оно видит свои задачи. По словам Олега Глаголева, братства занимаются миссией и катехизацией, просветительской, благотворительной деятельностью, воцерковлением детей, совместными церковно-общественными проектами, стараются откликаться на запросы времени, организовывая различные конференции, семинары, выставки, посвященные истории нашей церкви.

Несмотря на прозвучавшие разные высказывания (вспоминали апостольскую общину, монашествующих, общественно-политические детские и взрослые движения и т.д.), участники семинара сошлись во мнении, что братства естественны для Церкви в любой период ее истории. Повсюду в церкви нужны объединения единомышленников – на приходах и в монастырях, в духовных школах и благотворительных организациях. Эту тему поддержала одна из участниц встречи. Она говорила о том, что хотя сейчас нет гонений на верующих, и приходы открыты для людей, и есть катехизация, воскресные школы и прочее – все-таки существует разобщенность и среди верующих людей, отчего приходы иногда превращаются в настоящие секты.

В завершение встречи прозвучали слова еп. Иннокентия (Тихонова), адресованные из ссылки членам Александро-Невского братства: «Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь Церкви в Церкви, Которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе... Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни».

Устроители встречи планируют продолжить семинары, рассказывающие о традиции подвижнической жизни в Русской православной церкви в ХХ веке.

Елена Каштанова


Фото Ольги Севостьяновой

загрузить еще