В Екатеринбурге открылась выставка, посвященная выдающимся женщинам-христианкам XX века

14 марта 2018
8 марта, в Международный женский день в Екатеринбурге открылась выставка «Церковницы. Христианская женственность в ХХ веке»

Выставка организована Музеем святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке, Свердловской областной научной библиотекой им. В. Г. Белинского и Уральским церковно-историческим обществом.

Об этом сообщает сайт Екатеринбургской епархии.

Экспозицию составили десять портретов женщин-христианок, живших в прошлом столетии, их жизнеописания, а также различные экспонаты. Первая половина экспозиции посвящена православным женщинам, вынужденным бороться за свою веру в ситуации агрессивного антихристианского тоталитаризма.

Выступая на церемонии открытия выставки, настоятель храма свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Петр Мангилев отметил, что представленные на выставке экспонаты объединяет одно: женщины, о которых рассказывает экспозиция, воплотили в своей жизни евангельские идеалы, несмотря на внешние обстоятельства.

«Здесь образы женщин, которые из разных социальных слоев, но совершали одно — они просто-напросто приняли Евангелие в свое сердце и осуществили его в своей жизни. Когда они видели, что они были необходимы, они шли и служили, — сказал священник. — Я надеюсь, что эта выставка послужит нашему назиданию. Мы будем внимательно вчитываться в то, что здесь сказано, принимать эти женские образы в свое сердце и хотя бы в малом стараться подражать этим людям, чтобы и наше спасение созидалось».

Со своей стороны, директор Музея святости в Екатеринбурге и главный создатель экспозиции Оксана Иванова в интервью для екатеринбургского издания 66.ru назвала открывшуюся выставку ответом православных на «нынешнюю гендерную туманность».

«Гендерный вопрос — это один из самых острых и нерешенных вопросов современности. Сегодня рыцарь в лице общества на распутье, и не может решить, кто сволочь — Жириновский, который публично покрыл матом женщину, или Собчак, которая пожилого человека публично же водой полила. Наши ”Церковницы” как раз представляют галерею новой русской женственности, очень ярко явленной в ХХ веке, высоко поднятое женское достоинство, но не на политических или социальных замесах, а изнутри христианства», — цитирует издание ее слова.

Среди героинь выставки — св. преподобномученица Мария (Скобцова), переводчица Наталья Трауберг, участница «Егоршинского восстания» 1930 года — массовых протестов против закрытия храма в с. Егоршино на Урале Анисья Лыжина, пианистка Мария Юдина, доктор физико-математических наук Елена Казимирчак-Полонская, жительница Перми Нина Рогачева, иконописица баронесса Юлия фон Рейтлингер.

Наши ”Церковницы” <...> представляют галерею новой русской женственности, очень ярко явленной в ХХ веке, высоко поднятое женское достоинство, но не на политических или социальных замесах, а изнутри христианства.

По словам О. Ивановой, святая преподобномученица Мария (Скобцова) — «самая неоднозначная святая ХХ века». 

«Была два раза замужем, курила, препиралась с церковной иерархией, высказывала совершенно авангардные церковные идеи, писала стихи и прозу, пророчествовала, рисовала, вышивала. Одна из немногих русских женщин-богословов. Занималась политикой — в феврале 1918 г. была избрана городским головой г. Анапы. Когда большевики взяли власть в городе, Е.Ю. Кузьмина-Караваева, не разделяя большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, стараясь таким образом защитить население от грабежа и террора. Во время немецкой оккупации Парижа выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 г. мать Мария была награждена орденом Отечественной войны II степени (посмертно)», — рассказала директор Музея святости.

Монахиня Мария (Скобцова) была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией. Подвижница канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица 16 января 2004 года.

Анисья Павловна Лыжина была участницей так называемого Егоршинского восстания. В марте 1930 года жители села Егоршино на Урале выступили против решения властей закрыть местную церковь. В документах Уральского облисполкома и следственных органов она значится как «монашка Лыжина», однако ее монашеское имя осталось неизвестным. Но известно, что она собрала верующих женщин и сказала: «Нужно пойти защищать церковь и не давать снимать кресты!»

Была арестована и приговорена к 5 годам лагерей. Ее следы теряются в ГУЛАГе.

Пианистка Мария Вениаминовна Юдина (1899—1970) — типичная представительница русской интеллигенции начала XX века. Она окончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, попутно изучив широкий круг других дисциплин. К 19-ти годам свободно владела немецким, французским и латинским языками. Юдина серьезно изучала философию — от древних греков до Канта и Гегеля.

В мае 1919 года приняла крещение в православии, став при этом страстной почитательницей Франциска Ассизского.

После окончания консерватории осталась там преподавать, начала сольную концертную деятельность.

«Своей горячей веры в Бога она не скрывала никогда, — рассказала о ней О. Иванова. — В 1929 г. профессор М.В. Юдина была изгнана из Ленинградской консерватории за открыто проявляемую религиозность. По той же причине в 1951 г. она изгнана из Московской консерватории. По воспоминаниям Д. Шостаковича, после того, как Сталин услышал по радио концерт Моцарта в исполнении Марии Юдиной, он захотел получить ее пластинку. Юдина много играла на радио, но ее, как неблагонадежную, почти не записывали. Пришлось срочно сделать специальную запись для ”вождя народов”, который в знак благодарности послал пианистке 20 000 рублей. Мария Вениаминовна в ответ написала Сталину: ”Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви”».

В 1944—1960 годах Мария Юдина преподавала в институте имени Гнесиных, однако в 1960 году была уволена из института из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке.

Была прихожанкой московского храма святителя Николая в Кузнецах. Ее духовным наставником был протоиерей Всеволод Шпиллер. Юдина прожила всю жизнь в бедности и лишениях. Она умерла в 1970 году в Москве, похоронена на Введенском кладбище.

Елена Ивановна Казимирчак-Полонская (1902—1992) — польский, украинский и российский советский астроном; занималась изучением движения малых тел Солнечной системы — комет; доктор философии по астрономии, доктор физико-математических наук. Участник Русского студенческого христианского движения, миссионер, исследователь творчества протоиерея Сергия Булгакова.

«В 1952 году ее арестовали по обвинению в шпионаже, так как после переезда в СССР она сохранила связи с Польшей. На допросах она не скрывала своей веры в Христа. Случилось невероятное. Следователь, который вел ее дело, стал верующим. Она сумела опровергнуть все доводы обвинителя и убедить его в своей невиновности», — рассказала Ольга Иванова.

С 1980 года активно работала в области истории Русской церкви и библеистики. К концу жизни Елена Ивановна почти полностью утратила зрение, но, имея блестящую память, прочла курс общедоступных лекций о жизни и творчестве прот. Сергия Булгакова в Ленинградских духовных школах.

В 1987 году по благословению о. Иоанна (Крестьянкина) Елена Казимирчак-Полонская приняла тайный постриг.

Скончалась 30 августа 1992 года. Похоронена на кладбище астрономов на территории Пулковской обсерватории под Санкт-Петербургом.

Нина Дмитриевна Рогачева в первые годы Советской власти жила в Петрограде, была духовной дочерью архимандрита (позднее — епископа) Александра (Толстопятова; 1878—1945). В январе 1929 года вместе о. Александром ее ссылают в Пермь.

В 1931 году Нина Рогачева отправила в Пермский комитет ВКП (б) письмо с обличениями преступных деяний большевиков: 

«Обращаюсь к вам, носителям власти в моей дорогой стране, по следующей причине: вы сделали для всех жизнь невыносимою! Вся Россия стонет под гнетом Советской власти. <…> Вы людей обратили в животных, которые поглощены одною заботою о хлебе, о пище (телесной), с утра до ночи, а часто и ночью стоят в очередях, голодные, измерзшие, усталые, озлобленные изо дня в день. А духовной пищи вы не дали никакой… Быть может, ненавидела бы вас, "товарищи большевики", и шла бы против вас, если бы не знала, что вы — наказание Божие. Это Господь наказал нашу страну, сделав вас нашею властью».

После этого была арестована и направлена на психиатрическую экспертизу. Ее приговорили к 3 годам Усольских лагерей. Дальнейшая судьба Н. Рогачевой неизвестна.

Юлия Николаевна Рейтлингер (1989—1988) — русская иконописица, духовная дочь о. Сергия Булгакова. Эмигрировав после революции 1917 года сначала в Польшу, а затем в Чехию и Францию, она изучает иконопись. 

Будучи в эмиграции, она в 1929 году поехала в Мюнхен, чтобы посетить выставку оригиналов древнерусских икон, привезенную из СССР. «Троица» Андрея Рублева и «Богоматерь Владимирская» были представлены на этой выставке в точных копиях. По ее собственному свидетельству, она провела на выставке пять дней, с утра до вечера. «Только после выставки, — вспоминала Юлия фон Рейтлингер, — я поняла истинный путь иконописца, ибо увидела творчество великих художников, которым хочется следовать по художественному и духовному устремлению одновременно». 

Вскоре она поступает ученицей в мастерскую выдающегося французского художника Мориса Дени, который ставил целью возрождение средневековой церковной живописи современными художественными средствами. В результате ее творчество становится неким синтезом иконописи и европейской живописи. 

В 37 лет приняла монашеский постриг с именем Иоанна. 

В 1944 году отец Сергий Булгаков перед своей смертью наказал ей: «Возвращайся на Родину, Юля, и неси свой крест. И, слышишь, Юля, с радостью неси!» Она переезжает в Чехословакию и до 1955 года ожидает разрешения на въезд. В этот период она много работает — пишет иконы, копии с репродукций картин русских художников.

В 1955 году сестра Иоанна получает разрешение от советских властей пересечь границу СССР при условии постоянного проживания в Ташкенте. Оторванная от творческой среды, сестра Иоанна занималась росписью платков, чтобы заработать на жизнь.

После оформления пенсии часто бывала в Москве. Обладая миссионерским даром, она привела к христианству целый ряд деятелей науки. В начале 1970-х годов духовным отцом сестры Иоанны становится о. Александр Мень.

В последние годы жизни потеряла зрение и не могла писать иконы.

Умерла в 1988 году.

Экспозиция «Церковницы. Христианская женственность в ХХ веке» развернута в помещении Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. Этот музей действует при храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Выставка открыта до 22 мая.

rublev.com
загрузить еще