Свидетельство Жизни

9 октября в центральной городской библиотеке Электростали состоялась презентации книги, посвященной истории и молитвенной традиции православного братства, основанного исповедником веры епископом Макарием (Опоцким) (1872-1941)

День встречи – 9 ноября, – совпал с датой кончины епископа и стал настоящим днем памяти этого подвижника. Живой рассказ выпускниц Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Дмитренко и Александры Будановой воссоздал перед гостями земной путь владыки Макария, который всего себя посвятил сеянию Слова Божия. Это было настоящее свидетельство о том, как на нашей земле совершалось чудо братской жизни – когда люди разного происхождения, образования, пола и возраста собирались, чтобы жить вместе на основе Евангелия.

Анна Дмитренко, Александра Буданова
Анна Дмитренко, Александра Буданова

О том, что это было действительно чудо, говорит молитвенное наследие братства епископа Макария, избранные крупицы которого содержатся в сборнике молитв «Избранные молитвы из братства епископа Макария (Опоцкого)». Свидетельствует о чуде и необыкновенная судьба братчиков после прихода советской власти. Ничто не могло побудить их отречься от Христа – ни аресты, ни ссылки, ни расстрелы. Даже находясь в рассеянии, члены братства старались сохранять общение и деятельно помогать друг другу.

Удивительное повествование исследователей жизни и наследия епископа Макария дополнялось и отрывками из видеоинтервью Екатерины Ивановны Пикиной – недавно почившей последней духовной дочери владыки. Как трудно себе представить подлинную жизнь в Святом Духе, так же трудно о ней и рассказать – поэтому не раз Екатерина Ивановна упоминала о том, что, только прикоснувшись к этой жизни, можно ее понять.

Завершилась встреча общением с гостями. Один из центральных вопросов, который не мог не прозвучать, был о том, продолжает ли и сейчас существовать в нашей стране братское дело. Ответ раздался утвердительный – хотя и не в таком виде, не в форме купножительства (совместной жизни), но братское служение как свидетельство о жизни во Христе продолжается и сейчас.

Текст и фото Александра Панова

Для справки

Епископ Макарий (Опоцкий) (в миру – Николай Михайлович Опоцкий) – родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел. Учился в Белозерском духовном училище, Новгородской духовной семинарии по второму разряду.

6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.

Был женат и имел трех дочерей, в 1902 году овдовел.

По благословению епископа Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора Московской Духовной академии, отучился в МДА и окончил академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.

Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.

С 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.

С 18 мая 1910 г. отец Николай состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ.

В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, 17 апреля 1922 г. возведен в сан архимандрита. Из-за того, что владыка Арсений в июне был арестован и сослан, хиротония в епископы не состоялась. Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.

Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. В свою очередь 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.

В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество.

В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к трехлетнему заключению в концлагере.

Летом 1926 г. епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 5 декабря 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. В то же году из кружка его последователей родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.

15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом.

конец!