«Связанные союзом любви»

Возможно ли в наше время быть «не слушателем только, но и исполнителем» Нового Завета?

Над этим вопросом размышляли участники презентации сборников молитв Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) «Звуки души» и «Избранные молитвы из братства епископа Макария (Опоцкого)», которая прошла 29 октября в центре «Рижские окна» в столице Латвии.

На встрече прозвучал рассказ о том, благодаря чему такое литургическое творчество стало возможным. Удивительный опыт Н.Н. Неплюева – аристократа-землевладельца, на рубеже ХIХ–ХХ веков отказавшегося от дипломатической карьеры и пожертвовавшего свое имение для создания сельскохозяйственных школ, в которых получали образование и духовное воспитание дети-сироты из крестьянских семей, – поразил всех. В наше время не так много примеров жизни не для себя, когда человек выходит за рамки заботы о своей семье и мыслит в масштабах всей страны.

В основе воспитания детей в школах Николая Неплюева была атмосфера любви, открытости и доверия. Христианство было не просто набором отвлеченных понятий, а реальной основой жизни, что и являлось благодатной почвой для рождения живых молитв – обращений к Богу. Благодаря общей молитве и труду происходила передача опыта христианской веры, неразрывно связанной с жизнью. Многих, кто прикасался к этому опыту, удивляло, что дети во время богослужения действительно молились. Пример жертвенной жизни, который дети видели в старших, помог им сделать правильный выбор, когда они выросли. Многие из них уже не захотели расставаться друг с другом и остались в школе в качестве преподавателей. Так из общей жизни родилось Крестовоздвиженское трудовое братство.

В совершенно иных условиях: уже в советское время, когда церковь была гонима безбожной властью, это дело было продолжено учеником и последователем Н.Н. Неплюеваепископом Макарием (Опоцким). Александра Буданова, исследователь жизни епископа Макария, рассказала как владыка, избрав главным делом своей жизни христианское просвещение, собрал вокруг себя людей, которые по его примеру не сомневались в том, что то, «что Христос сказал – это человеку достижимо безо всякого сомнения. Только проси – веры и разума». В своих молитвах к Богу епископ Макарий не просил житейских благ, только доверия и возможности быть Его верным помощником. Внутренняя устремленность ко Христу у его учеников была такова, что для каждого из них эти молитвы становились голосом сердца, обращенного к Богу. Владыка Макарий прививал своим ученикам навык ежедневного чтения Евангелия и жизни по нему, так что вера не отделялась от жизни, а жизнь держалась на молитве. И число его учеников росло: в одном из храмов, где служил владыка, – в церкви Рождества Христова в Череповце, – пришлось даже разобрать стену, чтобы вместить всех молящихся. Где бы епископ Макарий ни служил, картина была одна: уполномоченные советской власти докладывали, что «выборы делегатов проваливаются, в комсомол никто не вступает, все свободное время люди проводят в церкви». Поэтому епископ Макарий подвергался преследованиям и вынужден был переходить с места на место, и везде вокруг него собирались люди, желавшие «быть не слушателями только, но и исполнителями» Нового Завета. Из этого стремления научиться жить по Евангелию рождались братства.

Исследователь истории братства епископа Макария (Опоцкого) Александра Буданова
Исследователь истории братства епископа Макария (Опоцкого) Александра Буданова

После 1937 года, когда все мужчины братства были расстреляны, на попечении владыки остались женщины и дети, родители которых были репрессированы. На встрече были представлены фрагменты видеозаписи беседы с одной из таких детей – духовной дочерью епископа Макария (Опоцкого) Екатериной Ивановной Пикиной. Она рассказала, что единство, уважение и почитание друг друга в кругу его духовных чад были так сильны, что они оставались вместе в самых сложных условиях, в том числе и во время войны. Живое свидетельство Екатерины Ивановны о епископе Макарии и о «купножительстве» его учеников, благодаря которому в трудное для церкви и страны время никто из детей «и сиротства не почувствовал», особенно вдохновило участников встречи, но и поставило перед нами вопросы: что из этого уникального опыта может быть воспринято нами сегодня? чему мы можем научиться у этих людей даже не по форме, а по сути? какова должна быть плотность нашей духовной жизни, чтобы и наши сердца отзывались на молитвы, родившиеся из глубины самой жизни по Евангелию в конце ХIХ начале ХХ веков и стали нашими сердечными молитвами? и возможно ли в наше время разным людям научиться жить вместе в радости общения с Богом?

Казалось бы, революция все разметала, советский строй все уничтожил, но опыт подлинной христианской веры, чудом дошедшедший до нас через свидетельство живых очевидцев, в Церкви неискореним. Жизнь братств Николая Николаевича Неплюева и епископа Макария (Опоцкого) лишь подтверждает, что ничего невозможно построить, если нет крепких оснований веры.

Яна Калныня


Фото Светланы Горбуновой

загрузить еще