Над этим вопросом размышляли участники презентации сборников молитв Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) «Звуки души» и «Избранные молитвы из братства епископа Макария (Опоцкого)», которая прошла 29 октября в центре «Рижские окна» в столице Латвии.
На встрече прозвучал рассказ о том, благодаря чему такое литургическое творчество стало возможным. Удивительный опыт Н.Н. Неплюева – аристократа-землевладельца, на рубеже ХIХ–ХХ веков отказавшегося от дипломатической карьеры и пожертвовавшего свое имение для создания сельскохозяйственных школ, в которых получали образование и духовное воспитание дети-сироты из крестьянских семей, – поразил всех. В наше время не так много примеров жизни не для себя, когда человек выходит за рамки заботы о своей семье и мыслит в масштабах всей страны.
В основе воспитания детей в школах Николая Неплюева была атмосфера любви, открытости и доверия. Христианство было не просто набором отвлеченных понятий, а реальной основой жизни, что и являлось благодатной почвой для рождения живых молитв – обращений к Богу. Благодаря общей молитве и труду происходила передача опыта христианской веры, неразрывно связанной с жизнью. Многих, кто прикасался к этому опыту, удивляло, что дети во время богослужения действительно молились. Пример жертвенной жизни, который дети видели в старших, помог им сделать правильный выбор, когда они выросли. Многие из них уже не захотели расставаться друг с другом и остались в школе в качестве преподавателей. Так из общей жизни родилось Крестовоздвиженское трудовое братство.
В совершенно иных условиях: уже в советское время, когда церковь была гонима безбожной властью, это дело было продолжено учеником и последователем Н.Н. Неплюева – епископом Макарием (Опоцким). Александра Буданова, исследователь жизни епископа Макария, рассказала как владыка, избрав главным делом своей жизни христианское просвещение, собрал вокруг себя людей, которые по его примеру не сомневались в том, что то, «что Христос сказал – это человеку достижимо безо всякого сомнения. Только проси – веры и разума». В своих молитвах к Богу епископ Макарий не просил житейских благ, только доверия и возможности быть Его верным помощником. Внутренняя устремленность ко Христу у его учеников была такова, что для каждого из них эти молитвы становились голосом сердца, обращенного к Богу. Владыка Макарий прививал своим ученикам навык ежедневного чтения Евангелия и жизни по нему, так что вера не отделялась от жизни, а жизнь держалась на молитве. И число его учеников росло: в одном из храмов, где служил владыка, – в церкви Рождества Христова в Череповце, – пришлось даже разобрать стену, чтобы вместить всех молящихся. Где бы епископ Макарий ни служил, картина была одна: уполномоченные советской власти докладывали, что «выборы делегатов проваливаются, в комсомол никто не вступает, все свободное время люди проводят в церкви». Поэтому епископ Макарий подвергался преследованиям и вынужден был переходить с места на место, и везде вокруг него собирались люди, желавшие «быть не слушателями только, но и исполнителями» Нового Завета. Из этого стремления научиться жить по Евангелию рождались братства.
После 1937 года, когда все мужчины братства были расстреляны, на попечении владыки остались женщины и дети, родители которых были репрессированы. На встрече были представлены фрагменты видеозаписи беседы с одной из таких детей – духовной дочерью епископа Макария (Опоцкого) Екатериной Ивановной Пикиной. Она рассказала, что единство, уважение и почитание друг друга в кругу его духовных чад были так сильны, что они оставались вместе в самых сложных условиях, в том числе и во время войны. Живое свидетельство Екатерины Ивановны о епископе Макарии и о «купножительстве» его учеников, благодаря которому в трудное для церкви и страны время никто из детей «и сиротства не почувствовал», особенно вдохновило участников встречи, но и поставило перед нами вопросы: что из этого уникального опыта может быть воспринято нами сегодня? чему мы можем научиться у этих людей даже не по форме, а по сути? какова должна быть плотность нашей духовной жизни, чтобы и наши сердца отзывались на молитвы, родившиеся из глубины самой жизни по Евангелию в конце ХIХ начале ХХ веков и стали нашими сердечными молитвами? и возможно ли в наше время разным людям научиться жить вместе в радости общения с Богом?
Казалось бы, революция все разметала, советский строй все уничтожил, но опыт подлинной христианской веры, чудом дошедшедший до нас через свидетельство живых очевидцев, в Церкви неискореним. Жизнь братств Николая Николаевича Неплюева и епископа Макария (Опоцкого) лишь подтверждает, что ничего невозможно построить, если нет крепких оснований веры.
Яна Калныня
Фото Светланы Горбуновой