3 апреля в Твери в рамках открытого Библейско-богословского лектория «Михайловские чтения» прошли презентации сборников молитв из наследия Крестовоздвиженского православного трудового братства Николая Неплюева и православного братства епископа Макария (Опоцкого). Организаторы чтений – Архиерейское подворье церковь Покрова Богородицы, Спасское, Мариинское и Боголюбское православные братства и библиотека имени А.И. Герцена.
Сборник молитв из наследия Крестовоздвиженского трудового братства представляла Наталия Игнатович, сотрудник церковно-исторической кафедры СФИ, ведущий специалист по жизни и творчеству Николая Неплюева и основанного им братства. Сначала она рассказала о самом Неплюеве – представителе аристократического рода, который отказался от светской карьеры и взял на воспитание десять детей, которые еще совсем недавно были крепостными в семейном поместье. Главное внимание Николай Николаевич уделял установлению между ними братских отношений. Трое из шести закончивших образование попросили его создать братство, они же и стали первыми членами Крестовоздвиженского православного трудового братства, которое было основано в 1889 году. Николаю Николаевичу было важно, чтобы инициатива об основании братства исходила не от него, а от самих воспитанников.
Большинство братчиков воспитывалось в братстве, но были и те, кто вступал в него не будучи воспитанным в братстве. Главной особенностью братства была неразрывность веры и жизни. Основой жизни братства была молитва. Как отмечал Неплюев, главное, чтобы «молитва была постоянным состоянием души, непрерывно ревнующей о Боге». Каждый день начинался и заканчивался молитвой, все важные события в жизни братства сопровождались молитвой. Братья и сестры не просто присутствовали, а деятельно участвовали в богослужении, что, по мнению братского священника Александра Секундова, есть «…путь к преодолению магического отношения к церкви и молитве». Молитва была для них праздником живой любви. Она не была постоянной по форме, закостеневшей, но была живой, в ней отражались все духовные искания членов братства. Как отмечал профессор Московской духовной академии Михаил Тареев после посещения братского богослужения: «Перед нами воскресала первобытная христианская община, водимая Духом Божьим». Эти молитвы, рожденные изнутри самой христианской жизни, и вошли в сборник «Звуки души», который впервые был опубликован в Берлине в 1896 году и переиздан в 2012 году Преображенским братством. Благодаря этому сборнику и у нас есть возможность приобщиться к тому удивительному опыту живой, настоящей молитвы и почувствовать тот дух, которым жило Крестовоздвиженское православное трудовое братство.
Сборник «Избранные молитвы: Из наследия братства епископа Макария (Опоцкого)» представляла Александра Буданова, выпускница СФИ, исследователь истории братства епископа Макария (Опоцкого). Она познакомила всех присутствующих с жизнью самого епископа Макария, его духовных чад. Рассказала о том, как был связан владыка Макарий с Николаем Неплюевым и основанным им Крестовоздвиженским трудовым братством. Познакомившись с Николаем Николаевичем еще вовремя учебы, будущий епископ-катехизатор вдохновился опытом жизни его братства вплоть до того, что после смерти жены отдал к ним на воспитание трех своих дочерей. Сам владыка Макарий всю свою жизнь на каждом месте служения собирал людей в церковь, создавал православные братства. Многие из его духовных чад продолжали жить братской жизнью и после его смерти, вплоть до 2000-х годов, поддерживая родственные братские отношения: как они сами друг друга называли «родня по братству». Епископ Макарий (Опоцкий) ни во время допросов, ни во время гонений и подпольной жизни не мог отказаться от своей веры и созданного им братства, так и заявлял следователям: «От учения Христа отказаться не могу, а также – и от создания трудовых братств». Удивительное свидетельство о нем и его жизни последнего оставшегося в живых членов Екатерины Ивановны Пикиной – видеоинтервью – было показано во время презентации. Она свидетельствовала о том, что владыка говорил: «Если Христос сказал, значит человеку это достижимо безо всякого сомнения, только проси силы и разума у Господа». Вся жизнь епископа Макария была постоянным подтверждением этих слов, и он стремился передать эту веру всем окружавшим его людям, таким разным и по происхождению, и по образованию, но точно знавшим по своему опыту, что «…Дух Святой соединяет, а другой дух разъединяет». Вот что говорила Екатерина Ивановна об их жизни: «Не разъединяли ни необразованность, ни деревенское невежество… и они подтягивались, сами подтягивались».
В своих молитвах они часто просили Бога о созидании святого единства. Молитва у них никогда не прекращалась. Каждый день все обязательно служили утреню и вечерню, читали Священное Писание. Во времена подпольной жизни епископа Макария по ночам служили литургию, каждый раз меняя дом. Вся жизнь сестер братства епископа Макария (большинство братьев были арестованы и расстреляны в 1937 году) свидетельствовала об их вере. После войны, несмотря на то, что жить вместе оказалось невозможным, они продолжали поддерживать братское единство, брали на попечение своих пожилых и немощных сестер. До конца жизни члены братства собирались вместе в значимые для них даты, вели общую жизнь, пусть и разъединенные расстоянием, но продолжающие исповедовать то, чему их научил епископ Макарий.
Часто основное прошение в их молитвах к Богу, чтобы Он оказал им доверие и дал сил для служения Ему (например: «Окажи мне доверие Боже, дай мне такую же творческую силу к совершенству…»). Братчики всегда стремились к тому, чтобы молитва была истинной, такой, о которой им писал епископ Макарий: «Истинная молитва есть наше возношение на Небо к Богу… возношение нашего ума до ума Божия, и возвышение нашего сердца или желания до высоты желаний Божественных, Небесных».
После презентации сборников общение продолжилось, звучали вопросы о жизни братств, их внутреннем и внешнем устройстве. Не было равнодушных, настолько удивительным и вдохновляющим является опыт жизни, молитвы и веры этих людей и созданных ими братств.