Служение отца Павла Адельгейма и проблема приходского устава

22 октября в помещении общества «Мемориал» прошел открытый семинар по этой теме

Основной вопрос, на который искали ответ ведущие и участники семинара, был таким: почему отец Павел и приход храма святых Жен-Мироносиц не принимали новый типовой устав 2009 года? Ведущий семинара профессор и ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский во вступительном слове выразил надежду, что разговор на эту тему выведет на правильную постановку проблемы и поможет понять ее во всей полноте.

К.Обозный, А.Копировский, Н.Игнатович
К.Обозный, А.Копировский, Н.Игнатович

Наталия Игнатович, преподаватель церковной истории Свято-Филаретовского православно-христианского института, сделала обзорное сообщение о духовных учителях отца Павла Адельгейма. Среди них старец Севастьян Карагандинский, епископ Гурий (Егоров), архиепископ Ермоген (Голубев), архимандриты Борис (Холчев) и Серафим (Суторихин). Это был круг исповедников веры, унаследовавших лучшие духовные традиции Оптиной пустыни, мечевской общины и Александро-Невского братства. Общение с ними сформировали у отца Павла представление о старшинстве в Церкви. По его словам, архиереи, которых он знал в течение многих лет, были примером в исполнении заповедей, в собирании церкви.

Н.Игнатович
Н.Игнатович

Совсем с другой церковной реальностью отец Павел столкнулся, когда в Псковскую епархию, где он служил с конца 1970-х, был в 1993 году назначен новый епископ. Константин Обозный, зав. кафедрой истории церкви СФИ и член приходского собрания храма святых Жен-Мироносиц с 2006 по 2012 гг., в своем сообщении кратко изложил историю и суть начавшегося в этот момент конфликта. После этого он пояснил, против каких положений нового устава возражал отец Павел. Так, в новом уставе отсутствует такое понятие как народ Божий; миряне, прихожане не имеют своего статуса и, соответственно, своих прав и обязанностей. Кроме того, вся власть управления приходом фактически принадлежит даже не настоятелю, а епархиальному архиерею. Он имеет возможность по своему усмотрению назначать и смещать настоятеля, членов приходского собрания, открывать или упразднять братства и сестричества, существующие при приходе. Эти положения, по мнению отца Павла, разрушают местную соборность, поэтому он называл новый типовой устав «смерть приходам». Несмотря на кажущуюся бесплодность возражений, отец Павел считал необходимым свидетельствовать о правде, иначе Церковь может потерять свое важнейшее качество – святость.

К.Обозный
К.Обозный

Дальнейшая дискуссия строилась вокруг вопросов, является ли актуальным обсуждение обозначенных проблем сейчас, когда новый типовой устав окончательно принят всеми приходами РПЦ, и имеет ли смысл вновь создаваемым приходам, если они не согласны с положениями устава, вслед за отцом Павлом возражать против его принятия. Участники сошлись во мнении, что для возрождения местной соборности необходимо как определение канонического статуса мирянина, так и появление ответственного и церковного самосознания самих мирян, готовых нести ответственность за нужды и жизнь прихода. Отмечалось, что формальные документы, хотя и не определяют всей полноты жизни, но все-таки являются важным свидетельством о церковной норме.

Широкое публичное обсуждение острых проблем церковной жизни может всерьез повлиять на их преодоление. Практика показывает, что даже один приход, один священник или епископ могут многое, а тем более согласованная позиция христианской общественности. В итоге участники семинара пришли к выводу, что принятие церковного устава не может носить лишь формальный характер, каждый приход несет ответственность за то, чтобы в уставе было отражено такое устройство приходской жизни, которое созидает церковь. И в конечном итоге каждый приход имеет тот устав, которого достоин.

Семинар прошел в рамках выставки «Свидетель: священник Павел Адельгейм» и был организован Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Культурно-просветительским фондом «Преображение» и Преображенским братством.

Сидорова Ольга-Олеся, Дмитрий Дорошко
Фото Марии Кайковой, Николая Токарева
загрузить еще