«Русские вечера»

03 июля 2018
В конце июня под Екатеринбургом прошел традиционный летний Фестиваль с таким названием, посвященный истории России XX века и организованный малым православным Свято-Екатерининским братством

Событие собрало около 80 участников из Екатеринбурга и области.

Как рассказали организаторы, хотелось погрузиться в традицию общения в дореволюционных русских семьях, в то время, когда людей не разъединял интернет, ТВ и прочие современные методы время препровождения.

Начался Фестиваль с рассказа о том, какие традиции семейных и дружеских вечеров существовали в России. Надо отметить, что эти традиции предварительно тщательно собирались и осмыслялись организаторами Фестиваля по историческим источникам, русской художественной литературе, в отражении в искусстве и музыке, в народном творчестве (русских народных и авторских сказках) и т.д.

Первая традиция – постановка совместных спектаклей. Организаторы представили спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Изюминкой стало то, что действие сказки развернулось прямо на берегу реки Серги (как отметили зрители, это было «аутентичное пространство»). Кстати, нашелся неизвестный и не публиковавшийся в советское время эпизод сказки, который сохранился только в рукописях писателя, о том, что бабка перед владычицей морскою захотела стать «римскай папою»… Это всех удивило и повеселило.

Вторая традиция – русские песни. На Фестивале прозвучали романсы, казачьи («Не для меня», «Ойся, ты, ойся»), авторские («Выйду ночью в поле с конем» и др.), исторические песни («Уходили мы из Крыма»), а также песни-притчи («Вьюн над водой»), фрагменты оперы «Князь Игорь» (песнь половецких пленниц «Улетай на крыльях ветра») и т.д.

И, конечно, еще одна традиция – русские танцы и игры. Все вместе водили хоровод, танцевали кадриль и играли в русские народные игры – «Я по горенке иду, друга милого найду», «Золотые ворота».

После обеда и отдыха гостей собрали для центрального события Фестиваля – проведения совместного Полевого исследования «Кто мы: русские, советские…?» (так будет называться и одноименная площадка августовского Фестиваля «Преображенские встречи», которую также организует Свято-Екатерининское братство).

В ходе совместного, длящегося полтора часа размышления выявились положительные и отрицательные черты русского и советского человека. Старались ориентироваться на свой опыт жизни, искать эти черты, прежде всего, в себе. Среди черт русских людей гости нашли такие как: смекалка, трудолюбие, сострадание, широта души, правдолюбие, доброта, братские отношения, отвага, любовь к земле, милосердие, православие; при этом отметили русские черты – лень, неуважение к закону, зависть, с одной стороны любовь, а с другой – страх перед царем‑батюшкой. Среди советских черт, подумав, больше нашли в себе отрицательных: страх, безответственность, лже‑патриотизм, как идеология, желание быть как все, не высовываться, неуважение к человеку, безнадежность, самоуничижение, лицемерие, безынициативность, работа за идею; среди добрых черт отметили дружбу, открытость, доверчивость.

Молодые люди (30-35 лет) добавили к нашему исследованию такую мысль, что сейчас стоило бы выявить третий подвид человека – человек современный, которому пришлось бы сократить вдвое каждое написанное здесь слово и к каждому поставить хештег... Это не столько смешно, сколько грустно, так как показывает, что делают с человеком современные технологии.

С одной стороны, говорить об этом не просто, а с другой, невозможно не думать и не говорить, не разбираться и размышлять совместно, потому что та антропологическая катастрофа*, которая произошла в нашей стране в XX веке и изменила ход истории и самого русского человека, породила новый подвид «хомосоветикус», коснулась абсолютно каждой русской семьи, засеяв семена страха, неверия, безбожия, ненависти.

Расходились и разъезжались на высокой ноте, желая разговор продолжить. Надеемся, что так оно и будет, ведь, похоже, исцелять, изживать и уврачевывать эту трагедию тем, кто думает, и кто не равнодушен к будущему своей земли, страны, детей, народа. К этой мысли мы вместе с гостями и пришли.

Текст и фото Елены Каштановой

* Антропологическая катастрофа – это «событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией». Смысл его заключается в том, что в человеке может необратимо сломаться нечто жизненно для него важное, «в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизационных основ процесса жизни». Само понятие разработано доктором философских наук Мерабом Мамардашвилли. В контексте той или иной гуманитарной дисциплины, оно получает особенную дефиницию, но в общем смысле его можно определить так: антропологическая катастрофа – это уничтожение человеческого в человеке. Именно антропологическая катастрофа является причиной всех остальных бедствий: экологического кризиса, войн, несправедливого распределения экономических ресурсов, деградации культуры и т.д.

загрузить еще