Какие черты характеризуют русского и советского человека? Каково самосознание русских, живущих на постсоветском пространстве? К какой норме национальной идентичности мы должны прийти и какие пути ведут к обретению этой нормы? Такие вопросы поставили перед участниками круглого стола его организаторы.
В качестве основных спикеров для участия в круглом столе были приглашены Вячеслав Игрунов, директор Института гуманитарно-политических исследований, и священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.
Как и всегда, когда разговор идет на такую острую тему, мнения гостей разнились. Многие хотели высказаться. Впрочем, это было ожидаемо, так как люди по-разному осмысляют трагические последствия Русской Катастрофы XX века, произошедшей в нашей стране.
«Тема нашей встречи, безусловно, напряженная и резонансная. Но мы не хотели бы, чтобы наши сегодняшние размышления были просто обращенным в прошлое историческим взглядом, хотелось бы говорить о том, что происходит в нашем народе сейчас. Конечно, важно смотреть глубже и понимать не только, кто мы, но и где мы, и куда мы идем? Но начать необходимо именно с вопроса «кто мы», поскольку сегодня слишком много смешений в отношении русского, советского, постсоветского, подсоветского, российского и т.д. Нам важно понять, чьи мы наследники и каков наш путь», – сказал, открывая встречу Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского центра «Преображение».
Вячеслав Игрунов начал свое выступление с некоторых исторических обобщений в разговоре о русском и советском: «Екатерина Великая была великой русской императрицей, Барклай-де-Толли – русский полководец, Беринг – русский мореплаватель, можно продолжать – Багратион, Даль, Пастернак, Мандельштам, Гоголь, Короленко, Левитан, Малевич, Лермонтов, Герцен, Блок и т.д., т.д. Ни один из этих людей не был русским по происхождению, и многие из них родились не в России. Но все они безусловно русские с точки зрения того, что были российскими подданными и служили России. Советский поначалу тоже было только обозначением гражданства, эвфемизм понятия "русский". Позже под воздействием идеологии появляется новая общность – советский народ. Я сам – экспонат этого народа, я – советский человек».
Вячеслав Игрунов подчеркнул, что после революции в нашей стране утвердилось двоемыслие, две советские культуры: 1) идеологическая, формирующая норму, идеальная, живущая в пропаганде, и 2) бытовая, реальная, господствующая. К чертам идеальной он отнес такие: все люди равны, человек человеку брат, все во имя и блага человека, советскому человеку до всего есть дело, он готов защищать любого от унижения и дискриминации, он готов жертвовать своей жизнью во имя светлого будущего, частное отодвигается общечеловеческим, высокие нравственные стандарты личности, героизм, честность, отзывчивость, трудолюбие, преданность. Таких людей, по мнению Игрунова, действительно продуцировала система, но большинство из них втягивались в конфликт с этой системой. Высокие стандарты оказались не по плечу в мире, где морально все, что служит делу революции. Отсюда и возникло советское двоемыслие. Реальными же чертами советского человека были предательство, воровство, подлость, терпимость ко злу. Докладчик закончил свое выступление словами: «Советский человек и русский человек не всегда противостоят друг другу, советская история – это часть русской истории, которую несет в себе русский человек, советская история не вымыла в нем русскости, наоборот, он в значительной степени взрастает на идеалах русской культуры, потому что русская культура дала возможность возникнуть этой самой советскости».
Священник Георгий Кочетков в своем слове сказал, что у тех, кто считает себя русскими сегодня, есть «русские» черты, но сами они не совсем «русские» в прямом смысле этого слова. Отец Георгий привел в пример дневниковые записи М.М. Пришвина. Писатель большое количество времени проводил в поездках по стране, особенно часто – по лагерям. Он писал, что Россию видел только в ГУЛАГе, а в других местах ее не было, она как-то сохранялась лишь в отдельных людях. Об этом говорили и другие – так, например, в 1917-18 гг. поэт Ф. Сологуб писал с надеждой на воскресение страны: «Умертвили Россию мою».
«Дело в том, что в 1917 году еще сохранялись русские люди, но России уже не было. Революция поставила своей целью уничтожение всего русского. Это последовательно и выполняется 100 лет. Русская тема была окончательно снята уже к концу 50-х годов», – отметил отец Георгий. Также, по его мнению, «нельзя говорить о том, что в советское время учили нормам морали и нравственности. Моральный кодекс коммунизма был лишь написан на обложках школьных тетрадей, но никогда не исполнялся. Никто никогда на него не ориентировался. Все ориентировались на советскую жизнь».
«Различение русского и советского – это принципиальный вопрос, а если мы отождествляем это, значит, забыли, что такое русское или плохо знаем, что такое советское», – сказал отец Георгий.
По словам отца Георгия, России всегда было важно понять, кто мы, русские. «Несмотря на то, что понятия "великороссы", "малороссы" и "белороссы" очень ранние, Россия была всегда, просто изначально она воспринималась как синоним понятия Русь. И наследники этой Руси испокон веков назывались русскими, еще с домонгольских времен... Русский и российский до революции – тоже часто отождествлялись, если человек жил в России и служил ей», – подчеркнул отец Георгий.
Таким образом, есть несколько смыслов понятия «русский»: это русьские, в смысле, наследники исторической Руси; это подданные Российской империи, которые служили России; это великороссы, которых почти полностью уничтожила советская власть к середине ХХ века; это «русские», в смысле, советские; и чаемый нами новый русский народ, не в смысле «нуворишей». «Давайте не забывать историю. Мы не живем в России уже 100 лет. Советские деятели были носителями антирусских начал. Революция с первых дней была антирусской. Поэтому русское категорически, антагонистически противостоит всему советскому. И ничего общего между одним и другим нет, кроме некоторых общечеловеческих черт, которые можно найти везде и всюду», – сказал священник Георгий Кочетков. – Когда говорится о том, что нужно возрождать народ, речь не идет о том, чтобы воскресить старую Россию и старых русских. Мы это сделать не можем, но Господь может! И если Господь воскресит Россию и русский народ, который таковым себя захочет считать, живя в воскрешенной России, то это будет другой народ, не тот народ, который погиб в XX веке, в том числе и на Второй мировой войне... И новый русский народ может и должен появиться, потому что без этого не будет и нашей страны, ибо только он способен собирать русскую землю, а не тянуть все под себя».
Далее слово было предоставлено Дмитрию Каштанову, члену Преображенского братства, директору Бюро исторических исследований, который рассказал о проведенном недавно социологическом исследовании в Екатеринбурге. По итогам опроса оказалось, что большинство современных людей различают понятия – «русский» и «советский». Многие из них считают, что советский период в истории России мог бы и не случиться, но он произошел и, безусловно, отрицательным образом повлиял на русский народ, – так, что возврат сегодня к нему невозможен. Современный российский народ имеет свои положительные и отрицательные черты, воспринятые из русского и советского прошлого. Респонденты назвали эти черты, а также отметили, чего сегодня боятся и чем гордятся современные россияне. «Было интересно, что большинство респондентов определили себя, своих прадедов и своих детей русскими, но на вопрос, почему они русские, ответить не смогли. В целом опрос показал, что люди не равнодушны к этой теме, хотят разбираться и говорить об этом», – подытожил Дмитрий Каштанов.
Также в работе круглого стола приняли участие Дмитрий Алешковский, президент благотворительного фонда «Нужна помощь»; Николай Случевский, президент Столыпинского центра регионального развития, правнук Петра Столыпина; Дарья Виолина, кинорежиссер; Сергей Самыгин, вернувшийся в Россию потомок князей Мещерских, эмигрировавших после революции; Алексей Мазуров, ректор Государственного Социально-Гуманитарного университета; Сергей Каринский, Сергей Каринский, член Московского Дворянского Собрания и многие другие.
Подводя итоги круглого стола, его ведущий Алексей Наумов сказал, что разговор получился серьезный и важный, он лишь начат и, безусловно, требует продолжения и углубления. Он подчеркнул: «Сегодня усилие различения русского и советского необходимо всем нам».
Елена Каштанова
Фото Евгения Гурко