Все едины, всё едино,
Мы ль, они ли... смерть - одна.
И работает машина,
И жует, жует война...
(З. Гиппиус)
Вопросам ответственности, свободы и памяти была посвящена встреча на тему «Человек и война», которую провели члены Преображенского братства 15 ноября. В ней приняли участие преподаватели, сотрудники и студенты Московского государственного областного социально-гуманитарного института (МГОСГИ), студенты Свято-Филаретовского института и Коломенской православной духовной семинарии (КПДС).
Встречу предваряла экскурсия по выставке в Коломенском краеведческом музее «Коломна в годы Великой войны 1914-1918 гг.» Экспозиция действительно развернула перед нами жизнь уездного города и судьбы людей в период Второй Отечественной войны, как ее называли в России в те годы. Экскурсовод музея рассказала о недолгой, но достойной жизни дворянина и офицера Сергея Густавовича фон Струве, оборвавшейся на фронте в первые месяцы войны. Он был сыном одного из основателей флагмана российского машиностроения – «Коломенского завода» – Густава Егоровича фон Струве. Затем посетители узнали о распространенном в то время явлении в войсках – так называемых солдатских «письмах счастья», которые солдаты приносили тем, кто переписывал письма по нескольку раз и рассылал их дальше. Эти простые прошения – остаться в живых, одержать победу, о мире – люди, по сути дела, напоминали молитву.
А дальше, как бы нарушая логику повествования о военных и тыловых буднях коломенцев в эти долгие годы мировой войны, зазвучали слова из Литургии «Достойно это и праведно и справедливо - Тебя воспевать...» Неожиданное исполнение литургического канона объяснялась тем, что представительница рода фон Струве специально прибыла из Санкт-Петербурга в Коломну месяц назад, чтобы на открытии выставки исполнить Литургию, положенную на музыку ее предком.
После музейной экспозиции устроители и гости встречи продолжили общение в Культурном центре «Лига», который стал постоянной площадкой для подобных встреч. В теплой камерной обстановке была предпринята попытка начать разговор о войне на примере Великой войны начала ХХ в., ее осмысления как явления, противоестественного человеческой природе. Встреча, проходившая в форме круглого стола со свободными выступлениями, позволила обозначить сразу несколько направлений и тем, по которым развивался разговор.
Были показаны картины немецких, французских, английских, австрийских и русских художников, которые уже в годы первой мировой войны пытались осмыслить эту поистине европейскую катастрофу: четыре года христианские высококультурные и просвещенные народы методично убивали и травили друг друга газами, потеряв в конечном итоге около 10 миллионов человек убитыми и около 20 миллионов раненными. Работы Отто Дикса, Василия Кандинского, Фернана Леже, Пола Нэша, Кристофера Нэвинсона, Людвига Эрнста Кирхнера, Джона Сингера Сарджента явно отражали реальность всего происходящего с европейской христианской цивилизацией в 1914-1918 гг.: разрушение и развоплощение человека, распад общества, раскол миропорядка и, как прямое следствие, наступление царства хаоса.
Говорили об установившейся «норме» войны для человечества и ее аномальности для христиан. Вспоминали в связи с этим роман Александра Солженицына с показанной в нем логикой войны, вихрь который в свою очередь закручивает «Красное колесо», продолжающее тотальное уничтожение человека. Звучали свидетельства людей, которые уже в конце ХХ столетия напрямую либо через своих ближайших родственников столкнулись с войнами, происходившими в Афганистане и Чечне. «Война не преображает человека», – такой вывод был сделан одним из участников этих войн.
Размышления были продолжены преподавателем МГОСГИ Александром Никандровым, который рассказал о прошедшей недавно в Туле исторической конференции. Один из докладов «На войне атеистов не бывает», был посвящен результатам опросов людей, которые участвовали в Афганской войне. Студент КПДС рассказал об одном случае, который произошел с его предком, участником Великой войны: в сражении пуля попала ему в обручальное кольцо и тем самым спасла его от верной гибели.
Неизбежно наш разговор стал выходить на темы свободы человека от насилия, ответственности человека и церкви за то, что Россия в то время оказалась в капкане мировой бойни и не смогла из него выйти. В этой непростой дискуссии важно было вспомнить слова Н.А. Бердяева о том, что «Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. В этом духовном недуге и духовной войне есть круговая порука всех... Война не создала зла, она лишь выявила зло. Все современное человечество жило ненавистью и враждой... Необходимо взять на себя ответственность до конца... Есть искупление в самом принятии на себя вины. Нравственно выше – возложить на себя ответственность за ближних... Абсолютное отрицание насилия и войны... предполагает одухотворение, побеждающее "мир" и его родовой закон».
Удивительно насколько соответствуют эти слова русского философа поэтическим строкам Зинаиды Гиппиус, написанные в эти же годы европейской катастрофы:
Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга...
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга...
На встрече обсуждалась тема ответственности христиан за то, чтобы голос церкви, проповедующей Царство Божие, не просто звучал, а был слышен и авторитетен в обществе. Говорили также о различных сущностных причинах войн: равнодушии и страхе, отсутствии свободы как качества человеческой личности, несохранении памяти. В завершение разговора, который шел почти два часа, были намечены некоторые пути преодоления ситуации, сложившейся в нашем обществе. Речь шла об изменении иерархии ценностей; серьёзном размышлении о смысле жизни человека; образовании и просвещении, в том числе и духовном; обретении целостности человеком и объединении людей в делах мира. В некотором смысле реакцией на состоявшуюся встречу, стали слова одного из приглашенных гостей: «Конечно, такой разговор важен и нужен большему числу людей».