Разговор об ответственности, свободе и памяти

20 ноября 2014
«Зло войны есть знак внутренней болезни человечества». Эти слова Бердяева неслучайно вспоминали недавно в Коломне

Все едины, всё едино,
Мы ль, они ли... смерть - одна.
И работает машина,
И жует, жует война...
(З. Гиппиус)

Вопросам ответственности, свободы и памяти была посвящена встреча на тему «Человек и война», которую провели члены Преображенского братства 15 ноября. В ней приняли участие преподаватели, сотрудники и студенты Московского государственного областного социально-гуманитарного института (МГОСГИ), студенты Свято-Филаретовского института и Коломенской православной духовной семинарии (КПДС).

Встречу предваряла экскурсия по выставке в Коломенском краеведческом музее «Коломна в годы Великой войны 1914-1918 гг.» Экспозиция действительно развернула перед нами жизнь уездного города и судьбы людей в период Второй Отечественной войны, как ее называли в России в те годы. Экскурсовод музея рассказала о недолгой, но достойной жизни дворянина и офицера Сергея Густавовича фон Струве, оборвавшейся на фронте в первые месяцы войны. Он был сыном одного из основателей флагмана российского машиностроения – «Коломенского завода» – Густава Егоровича фон Струве. Затем посетители узнали о распространенном в то время явлении в войсках – так называемых солдатских «письмах счастья», которые солдаты приносили тем, кто переписывал письма по нескольку раз и рассылал их дальше. Эти простые прошения – остаться в живых, одержать победу, о мире – люди, по сути дела, напоминали молитву.

А дальше, как бы нарушая логику повествования о военных и тыловых буднях коломенцев в эти долгие годы мировой войны, зазвучали слова из Литургии «Достойно это и праведно и справедливо - Тебя воспевать...» Неожиданное исполнение литургического канона объяснялась тем, что представительница рода фон Струве специально прибыла из Санкт-Петербурга в Коломну месяц назад, чтобы на открытии выставки исполнить Литургию, положенную на музыку ее предком.

После музейной экспозиции устроители и гости встречи продолжили общение в Культурном центре «Лига», который стал постоянной площадкой для подобных встреч. В теплой камерной обстановке была предпринята попытка начать разговор о войне на примере Великой войны начала ХХ в., ее осмысления как явления, противоестественного человеческой природе. Встреча, проходившая в форме круглого стола со свободными выступлениями, позволила обозначить сразу несколько направлений и тем, по которым развивался разговор.

Были показаны картины немецких, французских, английских, австрийских и русских художников, которые уже в годы первой мировой войны пытались осмыслить эту поистине европейскую катастрофу: четыре года христианские высококультурные и просвещенные народы методично убивали и травили друг друга газами, потеряв в конечном итоге около 10 миллионов человек убитыми и около 20 миллионов раненными. Работы Отто Дикса, Василия Кандинского, Фернана Леже, Пола Нэша, Кристофера Нэвинсона, Людвига Эрнста Кирхнера, Джона Сингера Сарджента явно отражали реальность всего происходящего с европейской христианской цивилизацией в 1914-1918 гг.: разрушение и развоплощение человека, распад общества, раскол миропорядка и, как прямое следствие, наступление царства хаоса.

Альбин Эггер-Линц. Безымянные. 1914
Альбин Эггер-Линц. Безымянные. 1914

Говорили об установившейся «норме» войны для человечества и ее аномальности для христиан. Вспоминали в связи с этим роман Александра Солженицына с показанной в нем логикой войны, вихрь который в свою очередь закручивает «Красное колесо», продолжающее тотальное уничтожение человека. Звучали свидетельства людей, которые уже в конце ХХ столетия напрямую либо через своих ближайших родственников столкнулись с войнами, происходившими в Афганистане и Чечне. «Война не преображает человека», – такой вывод был сделан одним из участников этих войн.

Размышления были продолжены преподавателем МГОСГИ Александром Никандровым, который рассказал о прошедшей недавно в Туле исторической конференции. Один из докладов «На войне атеистов не бывает», был посвящен результатам опросов людей, которые участвовали в Афганской войне. Студент КПДС рассказал об одном случае, который произошел с его предком, участником Великой войны: в сражении пуля попала ему в обручальное кольцо и тем самым спасла его от верной гибели.

Неизбежно наш разговор стал выходить на темы свободы человека от насилия, ответственности человека и церкви за то, что Россия в то время оказалась в капкане мировой бойни и не смогла из него выйти. В этой непростой дискуссии важно было вспомнить слова Н.А. Бердяева о том, что «Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. В этом духовном недуге и духовной войне есть круговая порука всех... Война не создала зла, она лишь выявила зло. Все современное человечество жило ненавистью и враждой... Необходимо взять на себя ответственность до конца... Есть искупление в самом принятии на себя вины. Нравственно выше – возложить на себя ответственность за ближних... Абсолютное отрицание насилия и войны... предполагает одухотворение, побеждающее "мир" и его родовой закон».

Удивительно насколько соответствуют эти слова русского философа поэтическим строкам Зинаиды Гиппиус, написанные в эти же годы европейской катастрофы:

Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга...
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга...

На встрече обсуждалась тема ответственности христиан за то, чтобы голос церкви, проповедующей Царство Божие, не просто звучал, а был слышен и авторитетен в обществе. Говорили также о различных сущностных причинах войн: равнодушии и страхе, отсутствии свободы как качества человеческой личности, несохранении памяти. В завершение разговора, который шел почти два часа, были намечены некоторые пути преодоления ситуации, сложившейся в нашем обществе. Речь шла об изменении иерархии ценностей; серьёзном размышлении о смысле жизни человека; образовании и просвещении, в том числе и духовном; обретении целостности человеком и объединении людей в делах мира. В некотором смысле реакцией на состоявшуюся встречу, стали слова одного из приглашенных гостей: «Конечно, такой разговор важен и нужен большему числу людей».

Джон Сингер Сарджент. Пораженные газами.
Джон Сингер Сарджент. Пораженные газами.
Отто Дикс. Автопортрет. 1912
Отто Дикс. Автопортрет. 1912
Отто Дикс. Автопортрет. 1914
Отто Дикс. Автопортрет. 1914
Виталий Черкасов
Свято-Георгиевское малое православное братство
загрузить еще