Книга Марины Дроздовой «Мария Юдина. Религиозная судьба» была представлена 14 июня в Культурном центре «Покровские ворота». Это не первая книга, посвященная великому музыканту ХХ века, но первая, освещающая ее религиозные поиски, обретение веры и жизнь в Церкви, а также гонения, которым она подвергалась из-за своей религиозности. Книгу выпустило Издательство Московской Патриархии в 2016 году.
Открывая презентацию, руководитель итальянского фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини рассказала о том, что совсем недавно в Италии о Марии Юдиной ничего не знали. И вот появилась небольшая статья: «Я написала маленький очерк о ней, и вдруг – странная реакция: звонки, просьбы выступить с рассказом о Юдиной, написать подробнее. Я написала книгу, ее многие прочли в Италии, и могу сказать, что никогда интерес к Марии Юдиной не был уделом узкого круга специалистов, этот интерес сразу стал многогранным». Об этом свидетельствует и заполненный пятитысячный зал на христианском форуме в Римини, который внимал рассказу Марины Дроздовой о своем учителе и ее духовных поисках, и тысячи посетителей «русской выставки» там же, посвященной Марии Юдиной, и присвоение одному из итальянских оркестров имени великой русской пианистки.
В Советском Союзе Мария Юдина (1899-1970) была широко известна как уникальный исполнитель и педагог. О жизни ее можно узнать благодаря биографу и издателю ее эпистолярного наследия Анатолию Кузнецову, а также нескольким книгам, в том числе – Марины Дроздовой. Но, как сказала М.Дроздова на презентации, идея книги о религиозной судьбе Юдиной «давно витала в воздухе». Воплотить ее в жизнь автору помог руководитель Издательства Московской Патриархии прот. Владимир Силовьев, задумавший серию о религиозных судьбах великих представителей русской культуры ХХ века. М. Дроздова выразила о. Владимиру и Издательству МП искреннюю благодарность.
Автор книги вкратце рассказала о тех священнослужителях, которые сыграли в судьбе Юдиной важную роль. Пианистка пережила обращение в 17 лет – об этом сохранилась запись в ее юношеском дневнике, где она пишет, что «услышала Божий голос в музыке» (в изложении М. Дроздовой). Крестил юную Марию в Петрограде в 1919 г. о. Николай Чепурин, а первым ее духовником стал о. Федор Андреев, которого она, по словам автора книги, «чтила бесконечно». После «большого промежутка» в церковной жизни Юдиной, о причинах которого М. Дроздова не упомянула, в 1950-е гг. произошло возвращение пианистки в Церковь, которому способствовали ее друзья: Б. Пастернак, Г. Нейгауз, сестры Крашенинниковы, а также о. Николай Голубцов, служивший в храме Ризоположения на Донской. Автор книги упомянула также как духовников М. Юдиной о. Леонида Гайдукевича (храм свт. Николая в Хамовниках) и прот. Всеволода Шпиллера (храм свт. Николая в Кузнецах), который отпевал Юдину и при прощании сказал запомнившиеся многим слова о красоте не как эстетической категории, а как о «силе Божией, преображающей мир» – такое понимание было близко Марии Вениаминовне. М. Дроздова рассказала и о знакомстве Юдиной с митрополитом Сурожским Антонием – она всегда участвовала в богослужениях, которые он совершал в России, сохранилась их переписка, «она очень высоко его ставила», отметила выступавшая.
Мария Вениаминовна Юдина – личность сложная, даже «парадоксальная», по словам Дж. Парравичини. Как определить основной стержень ее христианской жизни? М. Дроздова полагает, что для этого подойдет пословица, переиначенная самой Юдиной: «Чужая рубашка ближе к телу». «Религиозное оправдание ее жизни заключалось в служении людям. «Жить не для себя, для всех, кому буду нужна», – привела автор слова своего учителя, которые та неустанно подтверждала заботой не только о друзьях и духовных наставниках, но и об их семьях и близких, в том числе – находящихся в заключении. Известно, что все заработанное Юдина тратила на эту помощь, сама же вела аскетический образ жизни, будучи очень неприхотливой в быту и одежде: например, зимой ходила в летнем плаще и кедах, до конца дней имела одно концертное залатанное платье-балахон, в котором ее и похоронили.
Еще одно открытие, которое сделала для себя М. Дроздова, работая над книгой, заключается в словах Юдиной, обращенных к Б. Пастернаку: «Вы словно протерли тусклые стекла наших бескрылых восприятий». Сама Юдина в своем исполнительском искусстве делает то же: «Протирание стекол» в общении с ее искусством происходит постоянно, это каждый раз прозрение, открытие», – сказала М. Дроздова. Она подчеркнула, что исполнение каждого музыкального произведения Юдиной – это не просто блестящая техника, это «высказывание», наполненное духовным смыслом, это «проповедь музыкой». Кроме того, на вечере вспоминали о том, что на многих своих концертах великая пианистка читала стихи, в том числе—Пастернака, из-за чего, как сказала Дроздова, «имела много наказаний, но они всегда казались ей недостаточными» по сравнению с репрессиями, которым подверглись ее друзья – лагерям и ссылкам. В этом смысле «недостаточным» она считала и увольнение в 1960 г. из Института им. Гнесиных из-за нескрываемой религиозности и увлечения современной «классово чуждой» музыкой.
На вечере выступили создатель фильма о Марии Юдиной Яков Назаров, композитор Александр Вустин, Татьяна Гамазкова, которая рассказала о взаимоотношениях Марии Юдиной и о. Александра Меня. Автор книги выразила радость по поводу того, что духовным наследием Юдиной интересуются молодые: священник Андрей Пуганов пишет о ней дипломную работу в Духовной семинарии, Сергей Бурлак – выпускник Московской консерватории и Свято-Филаретовского института – изучает значение в духовной жизни Юдиной «питательных корней, которые уходят в сердцевину церковной жизни 20-30-х гг.,– братское движение», как сказал он сам на презентации.
На вечере звучала музыка – записи произведений Баха в исполнении Марии Вениаминовны Юдиной. В завершение встречи прозвучала «Вещая птица» Шумана в ее интерпретации. Добавим, что в качестве эпиграфа к своей новой книге Марина Дроздова взяла слова митрополита Минского и Слуцкого Филарета: «Мария Вениаминовна Юдина – личность легендарная: и как музыкант, пребывавший в состоянии почти непрерывного подвига, и как истово-религиозная христианка с пламенеющим о Боге сердцем».