Второй день работы международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» начался с пленарного заседания, на котором прозвучали доклады представителей европейских христианских движений.
Вице-президент православного движения «Воинство Господне» проф.-прот. Василе Михок (Сибиу, Румыния) рассказал о призвании и служении «Воинства» в Румынской церкви. По словам о. Василе, «каждое воскресенье в Румынии храмы полны народу, это традиционно так, и в 1933 году, когда было основано «Воинство», в храмах тоже было много народу». Но тем не менее, о. Иосиф Трифа, основатель движения, чувствовал потребность в возрождении церковной жизни, потому что те же самые христиане, что молились в храмах, хулили Бога тем, что они делали в жизни – пьянством и сквернословием. Сейчас открыто ещё больше храмов, но необходимость существования «Воинства Господнего» не отпала, потому что «крещены все, но духовно рождены не все». Свою задачу «Воинство Господне» сейчас видит в том, чтобы в церкви было больше людей, рожденных свыше, сознательно решившихся на подвиг борьбы с грехом, очищающих свое сердце для действия Святого Духа, потому что встреча и общение с людьми, чье сердце наполнено Духом, изменяет жизнь других людей.
Архидиакон Венской католической архиепископии Йоханнес Фихтенбауэр (Вена), президент европейской сети общин, в своем докладе говорил об общем призвании всех христиан и служении общин и братств, в том числе и иноческих, которые зачастую могут делать то, что трудно сделать на обычном приходе, они могут служить церкви особыми дарами. Он обратил внимание участников конференции на важность личного приобщения каждого члена такой общины и к общему христианскому призванию, и к особому дару конкретной общины, явленной через её основателя. А среди трудностей общинной жизни он отметил то, что «новая община всегда находится в творческом напряжении между церковным апостольским призванием и пророческим призванием, открытым ей».
Клаудио и Сильвана Кьяруттини (Триест, Люксембург) поделились опытом свидетельства о Христе, который существует в Братстве мирян Шарля де Фуко, которого привлекла простая жизнь святого семейства в Назарете. Эта скрытая часть жизни Иисуса Христа была не просто подготовкой к служению, потому что вся Его жизнь была посвящена спасению людей. Призвание мирян – стать апостолами прежде всего для своей семьи, родственников, друзей, а затем для всех вокруг – ведь для любви границ нет: «Мы призваны к свидетельству в обычной жизни, в семье, на работе. Образец – семья Иисуса в Назарете, и этот пример подходит всем. Нужно провозглашать Евангелие не столько словами, сколько делами и жизнью, везде, где мы живем». Главный принцип свидетельства членов братства: молитва и внимание к нуждам окружающих людей, бескорыстная дружба, которая может стать «настоящим знамением Божьего присутствия и Его любви». Так, через возрождение конкретного человека, его сердца, постепенно преображается общество, мир вокруг.
На втором пленарном заседании прот. Павел Адельгейм, клирик Псковской епархии, в докладе «Служение как пастырский образ жизни на примере архиеп. Ермогена (Голубева) и архим. Бориса (Холчева)» сделал акцент на христианской любви, которая является основой любого служения в церкви и которую являли в своем служении эти исповедники веры. Непрерывный молитвенный подвиг, горячая проповедь, постоянное общение с духовными чадами, стремление вернуть достоинство человеку и церкви в трудных условиях гонений – эти черты подлинного пастырства были явлены в служении архиеп. Ермогена и архим. Бориса.
Тему христианской жизни как служения Богу и ближним продолжил прот. Анатолий Гармаев, директор Волгоградского епархиального Свято-Сергиевского училища церковной педагогики и православной катехизации, рассказав в своем докладе «Служение и жизненный путь» о жизненных призваниях любви.
Анна Дмитренко в своем докладе рассказала о продолжателе дела Н.Н. Неплюева – епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), устроителе содружества православных братств в Новгородcкой епархии. Несмотря на постоянные преследования со стороны коммунистической власти и обновленческой церкви, еп. Макарий явил удивительный пример жизни, целиком отданной на служение Богу, он был твердо убежден в том, что «общинная жизнь есть воля Божия». Лидия Крошкина, преподаватель кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики СФИ, на примере житий святых, творчески переработанных прмч. Марией (Скобцовой), показала её отношение к путям христианского служения в мире. Антипод служения, по матери Марии – потребительство, отказ от подвига и ответственности, а качества служащего христианина – послушание, смирение и связанное с ним дерзновение, а также неустанность в трудах.
Завершилось пленарное заседание докладом проректора «"Братство служащее": путь возрождения человека церковного и общественного», в котором он обратил внимание участников конференции на то, что служение – главный принцип жизни народа Божьего – церкви, другого принципа жизни у нее просто нет, она созидается Богом для служения. Крестовоздвиженское трудовое братство Н.Н. Неплюева, общины о. Алексия и о. Сергия Мечёвых, о. Анатолия Жураковского, архим. Сергия (Савельева), Александро-Невское братство, братство и общины викарного еп. Череповецкого Макария (Опоцкого) и многие другие явили в ХХ веке пример служащих людей, отдающих Богу всю свою жизнь день за днем – именно этим характеризуется братство служащее.
Вечером этого же дня в Российской академии образования состоялся вечер, посвященный Н.Н. Неплюеву и Крестовоздвиженскому трудовому братству.
Видеорепортаж о праздничном вечере, посвященном 160-летию Николая Николаевича Неплюева Вы можете посмотреть здесь.