Праздник Преображения Господня

19 августа 2017
Об истории, богослужебных особенностях и смысле праздника
Преображение Господне. XV в., школа Андрея Рублева
Преображение Господне. XV в., школа Андрея Рублева

История

Восточная и Западная церкви празднуют Преображение в один и тот же день – 6 августа, однако из-за разных календарей в Русской православной церкви Преображение празднуют 19 августа. Но несмотря на то, что Преображение описано во всех синоптических Евангелиях (Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.), мы не можем установить ни точной даты, ни года, когда оно произошло. Выдающийся церковный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотов делает историческую реконструкцию, исходя из сбора податей на храм: по его мнению капернаумские сборщики подошли к Петру не прежде 15-го адара, из чего он делает вывод, что Преображение было 8-9 адара (20 февраля-26 марта) [1].

Восток празднует Преображение Христа с V века, на Западе же общепринятым он стал только в 1456 году благодаря папе Каликсту III в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом. В Восточной Церкви праздник Преображения принадлежит к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати главным праздникам, в то время как на Западе этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый год, праздники апостолов и евангелистов.

Откуда же пошла традиция праздновать Преображение 6 августа? В.В. Болотов обращает внимание на то, что Иерусалимская церковь в 518 г. еще не праздновала Преображение 6 августа, а в VIII в Палестине Праздник уже существовал на своем месте, на что указывают каноны на Преображение Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. Он пишет, что впервые Преображение начали праздновать в Армении, чтобы заменить языческий праздник Вардавар (с армян. «вардавар» – «осыпать розами» или от «вард (уард)» – «вода» и «вар» – «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой»). Если во времена Болотова армяне «на Преображение развешивали во множестве розовые гирлянды и пускали голубей в знак радости» [2], то в наши дни на Вардавар в Армении принято дарить друг другу розы и обливать друг друга водой. В.В. Болотов считает, что обычай праздновать Преображение 6 августа по Юлианскому календарю мог установиться между 450-500 гг., вследствие того, что «около этого дня падало довольно долгое время то число подвижного армяно-каппадокийского навасарда-арартана, в которое издавна в Армении праздновали христианский вардавар» [3]. Из Армении праздник Преображения перешел в Кападдокию, а из Каппадокии в Палестину, из Палестины в Александрию и Антиохию и, наконец, в Константинополь. В Константинополе праздник утвердился при императоре Льве-философе (886 -912) [4], и уже из Византии перешел к славянам.

 

Как мы празднуем Преображение

В современной богослужебной традиции у праздника есть две особенности: во-первых, он совмещен с Успенским постом. И праздничное богослужение приходится на время поста с его строгим уставом, по которому вкушение рыбы разрешается только в сам праздник Преображения.

Во-вторых, в праздник Преображения принято освящать виноград или иные плоды, этот обычай предписан Типиконом (там, где нет винограда, освящаются яблоки, поэтому на Руси в народе праздник скорее известен как Яблочный спас): «Подобает ве́дати, я́ко преда́ние и́мамы от Святы́х Оте́ц от спаси́тельнаго сего́ пра́здника Преображе́ния, снеда́ти гро́здие, иде́же обрета́ется. Благослове́ние прие́мше от иере́я. Принесе́ну бы́вшу гро́здию в це́рковь, и по анафо́ре раздробле́ну. Глаго́лется же и моли́тва на благослове́ние гро́здия» [5]. При этом, до этого дня вкушать виноград запрещается, а кто вкусит, в наказание должен не вкушать их до конца августа. Стоит отметить, что молитва на вкушение винограда изначально не относилась к празднику Преображения Господня – не существует исторических источников подтверждающих эту связь. Обычай освящать виноград не соотносится ни с темой, ни со смыслом Праздника, о нем не упоминается нигде в обширном гимнографическом материале.

Впрочем, это не самый странный обычай, связанный с данным праздником в народной традиции. Сохранилось свидетельство профессора А.А. Дмитриевского о праздновании Преображения на горе Фавор в 1913 г.: «На монастырскомъ дворе и въ палаткахъ за порогомъ обители всю эту ночь до самой зари царитъ безшабашное веселье: пьютъ раки и ликеры, стреляютъ изъ ружей и пистолетовъ, поютъ народныя песни, танцуютъ, ведутъ шумные разговоры...» [6].

 

О праздничном богослужении и смысле праздника

Сейчас в Русской Православной Церкви на Праздник Преображения читаются чтения из Нового и Ветхого Завета: на Преображение положено читать три Паремии на Великой Вечерне, которые толкуются как прообразы евангельских событий: Исх 24.12–18, повествует о пребывании Моисея на Синайской горе, Исх 33.11-13-23, 34.4-6, 8: Моисей видит славу Божию и 3 Царств 19.3-16 Илия зрит Славу Божию на горе Хорив. Два чтения связаны с пророком Моисеем, одно с пророком Илией. В Евангельском событии, на горе Фавор Иисус разговаривал с Моисеем и Илией, двумя величайшими пророками Ветхого Завета.

О Преображении Спасителя повествуют все синоптические Евангелия (Лк 9:28–36, Мк: 9:2-9 и Мф 17:1-9), в богослужении используются только: Лк 9:28–36 читается на Утрене, а Мф 17:1-9 на литургии. По мнению А.А. Алексеева изначально Мк 9:2-9 тоже мог входить в праздничный лекционарий и читался на Утрене [7]. На литургии читается 2 Пет. 1:10-19. Автор этого фрагмента обращается к Преображению, чтобы придать большую убедительность своему наставлению о «силе и пришествии» Христа, в центре внимания глас, исходящий от «величественной славы» [8].

Гимнография Праздника Преображения обширна (стихиры, тропари, кондаки, 3 канона (1 предпразднства и 2 празднику), величание, задостойник, причастен, катавасия, антифоны, акафист), так же как и раскрываемые и затрагиваемые ею темы. Основная тема предпразднства – восхождение Господа на Гору Фавор, а также призыв верующих очиститься и приготовиться стать свидетелем Преображения Господня: «Приидите, предликуем и себе очистим, и верно уготовим к Божественному восходу, превышняго Божия жительства: яко да самовидцы того величества явися и славу получим, юже видети сподобишася апостолов предызбранни, тайно на горе Фаворстей» [9].

Тропарь на Преображение, который по мнению священноинока Симеона (Дурасова) может быть творением Иоанна Дамаскина [10], продолжает тему восхищения Божественным Светом и посильное приобщение и соучастие слушающих: «Преобразился Ты на горе, Христе Боже, явив ученикам Своим Славу Свою, насколько вмещали они. Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой вечный по ходатайству Богородицы. // Света Податель, слава Тебе!» [11].


Гимнография праздника Преображения затрагивает и такие темы как Фаворский божественный свет (неслучайно Григорий Палама обращается к Преображению), почитание и возвеличивание Христа, тему покаяния, с одной стороны, с другой – тему восхождения обоживания человека: «Явившийся несказанно на горе Фаворе в неприступной славе, неудержимый и незаходящий Свет, Сияние Отца, просветлив тварь, обожил людей, поющих: благословите, все дела Господни, Господа», также догматические темы о Троице и о соединении двух природ во Христе.

Особый интерес представляет кондак и икос Преображения, потому как они представляют собой начало древнего кондака на праздник Преображения, включающего в себя 18 икосов, написанного неизвестным автором.

Икос: «Восстаньте, ленивые, всегда клонящиеся к земле, помышления души моей, воспряньте и поднимитесь на высоту божественного восхождения. Поспешим к Петру и к Зеведеевым, и вместе с ними успеем на Фаворскую гору, и увидим с ними же славу Бога нашего, и глас услышим, который они свыше услышали, и проповедали Сияние Отца» [12].

Кондак: «На горе преобразился Ты, / и, насколько вмещали ученики Твои, / они Славу Твою, Христе Боже, видели; / дабы когда тебя увидят распинаемым, / знали, что страдание Твоё – добровольное, / и миру возвестили, // что Ты воистину Отчее Сияние» [13].

Кондак высвечивает еще один важнейший смысл праздника: связь Преображения с Крестом и Воскресением Спасителя.


Анна Сахарова

[1] См. Болотов В.В. Михайлов день. Почему собор святого архистратига Михаила совершается 8 ноября? // Христианское чтение. 1892. № 11-12. С. 618.

[2] Болотов В.В. Цит. соч. С. 617.

[3] Там же. С. 620.

[4] Там же. С. 617.

[5] См. указания на этот день в «Богослужебные указания на 2017 г.» М. 2016. 1024 с.

[6] Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе. М. 1994. С. 31.

[7] Алексеев А.А. Цит. соч. С. 210.

[8] Иисус и евангелия. Словарь / под ред. Д. Грина, С. Макнайта, Г. Маршалла М.: 2003. C. 406.

[9] Минея август часть 1. М.: Издательский совет русской православной церкви, 2002. – 448 с. C. 140.

[10] Симеон (Дурасов), священноинок. «Каноны празднику Преображения  Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с переводом и комментарием». Режим доступа: http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=114

[11] Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянских языков. М.: СФИ. 2009 г. C. 220

[12] Возможно, что икос имел не только метафорическое, но и конкретный характер: созвать верующих на праздник храма на горе Фавор, куда 6 августа сходились клир, местные жители и паломники от других храмов и монастырей Иерусалима. См. Симеон (Дурасов), священноинок. «Каноны празднику Преображения  Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с переводом и комментарием». Режим доступа: http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=114

[13] Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянских языков. М.: СФИ. 2009 г. C. 220.

загрузить еще