«Православные братства в церковной традиции: характер деятельности и устроения жизни духовных союзов в эпоху великих перемен»

04 апреля 2018
Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский принял участие в конференции «Православные братства в церковной традиции: характер деятельности и устроения жизни духовных союзов в эпоху великих перемен», организованной членами Преображенского православного братства, при поддержке Гомельской епархии и Церковно-исторической комиссии, 29 марта 2018 г. в Гомельском кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла в конференц-зале

Неслучайно именно такая тема в этот раз собрала интересующихся церковной традицией. Сто лет назад 1 февраля 1918 года был обнародованн призыв патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Русской православной церкви созидать, «устроять духовные союзы», для противостояния уже происходившим гонениям на церковь в разгар революционных событий. Как живой отклик на призыв патриарха, предчувствуя наступление новой эпохи и сохраняя веру, церковные традиции, по всей России стали рождаться православные братства, неформальные объединения верующих. Они защищали церковные святыни, помогали пострадавшим от советских гонений, занимались делами милосердия в больницах и детских домах, а также просветительской и миссионерской деятельностью. Список появившихся братств, как и география, широки. Вот только некоторые из них: Александро-Невское братство в Петрограде, Братство-союз ревнителей и проповедников православия в Москве, братство во имя Иисуса Сладчайшего, основанное арх. Спиридоном (Кисляковым) в Киеве. Но история православных братств на нашей земле начинается еще в 1159 г. в Полоцке, уходит корнями в Средневековье – 1450-е годы, а позже православные братства Речи Посполитой сыграют значительную роль в сохранении кафолической веры на нашей земле. Во все времена братства брали на себя ответственность за те сферы церковной жизни, которые традиционные церковные институции по разным причинам уже не могли выполнять: миссию, духовное образование, просвещение. Четкой виделась основная задача православных братств – сохранить и возродить церковь, защитить веру, церковь, свободу. Эти же задачи ставят перед собой и современные братства, которые объединяют в общении и служении Богу и Церкви неравнодушные сердца. А основополагающими созидающими принципами остаются принцип равенства всех братчиков – митрополитов, епископов, священников и мирян; свобода одного и единство всех. И от личного выбора и подвига каждого зависит и сегодня ответ на вопрос - какой будет Церковь? Обо всем этом рассказал гость нашей конференции Владимир Ильич Лавренов, кандидат исторических наук, доцент, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, почётный работник науки и образования. Он представил свой доклад на тему: «Идея братства и примеры её воплощения в Русской православной церкви с древнейших времён до наших дней». Стало понятно, что общины и братства – это не веяние нового времени и даже не одна из ранних исторических форм существования церкви, а сама суть и реальность церковной, духовной и социальной жизни, братство как принцип, как основополагающее качество церкви, явление полноты церковной соборности.

Далее были представлены два доклада о Гомельских братствах исследователями Ириной Адамовной Грищенко, старшим преподавателем кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин» ГГТУ им.О.Сухого на тему «Гомельское братство: страницы истории» и Сергеем Анатольевичем Юрисом, деканом довузовской подготовки ГГТУ им. О.Сухого, канд. ист. н., доцентом «Проблемы братского движения: история и современность». Ирина Адамовна отметила, что в 1897 году как филиал Могилевского братства Гомельское отделение было учреждено только благодаря активной позиции мирян и опекающего их священника, при том, что Ф.И.Паскевич высказывал настороженность и неблагожелательное к этой инициативе отношение. Братство ставило перед собой, прежде всего, миссионерские и просветительские задачи. С течением времени численность братчиков неуклонно сокращалась, что сам докладчик склонна объяснять как учреждение братства «сверху» и психологической неготовностью его членов к перспективным шагам.

Продолжила конференцию презентация последних изданий книг на тему православных братств. И доклад Андрея Валерьевича Скидана, бакалавра теологических наук Свято-Филаретовского православно-христианского института, г. Москва, члена Софийской общины Преображенского братства, члена Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии «Богослужебная практика сельских общин Восточной Гомельщины – элементы братской жизни в советской действительности”. Доклад был насыщен колоритными свидельствами о сохранения еще одной формы объединения верующих в годы советских гонений на церковь – сельских общин, и обряда “Свеча”, зафиксированного широко на территории Гомельщины.

Завершилась конференция докладом архим. Саввы (Мажуко) «Две экклезиологии прот. Сергия Булгакова», в котором выступающий проанализировал творческий богословский подход прот. Сергия, отметив практичность его мысли. Отец Сергий выделял две экклезиологии – софийную (связанную с идеей Богочеловечества и единения, объединения в целое всего Тела Церкви) и институциональную (клерикальную, когда иерархия превалирует над церковью), конечно, предпочтение отдавая первой и определяя, что первична Церковь, а из нее исходит иерархия, при этом, единственным Первоиерархом и Первосвященником в ней является лишь Христос, а все члены церкви имеют апостольское преемство, поставлены в ней на служение.

Доклады сопровождались активным обсуждением, диспутом, обменом мнениями и размышлениями. Тема конференции вызвала живой отклик, оказалась актуальной. Было высказано пожелание о продолжении подобных конференций на темы проблемные и важные для осознания и рефлексирования на них современным человеком.

eparhiya.by
загрузить еще