«Почему революция победила Россию?»

Найти ответ на этот вопрос попытались участники семинара из цикла «И один в поле воин, если он... Александр Солженицын»

Историческая эпопея – это не развлечение пера, она только и имеет вес при сквозной достоверности.
 А. Солженицын 

Солженицын сам себя называл «историком революции», что подтверждает и Наталия Дмитриевна Солженицына: «Он болел русской революцией. По часам и дням в документально-художественном повествовании описал февраль и март 1917-го, в точных деталях и подробностях передал взрывное течение времени. В мировой литературе этому нет аналогов». Поэтому совсем не случаен выбор для семинара романа-эпопеи «Красное Колесо»: в год столетия русской национальной катастрофы это попытка осмысления прошлого страны через призму художественного произведения, автор которого стремился «восстановить нашу уворованную историю». 

Очередной семинар из цикла «И один в поле воин, если он... Александр Солженицын» прошел 25 марта в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького.

Концептуально важна для организаторов семинара не только историография А.И. Солженицына, но и проблема личного выбора и ответственности за свой выбор в «Красном Колесе»: как ведет себя каждый человек в критической ситуации, особенно если это человек, облеченный властью.

В то же время этот семинар – приглашение к серьезному, неспешному и вдумчивому чтению «Красного Колеса», которое в нашей стране еще не прочитано по-настоящему.

Открыла семинар Надежда Чернова, заместитель директора библиотеки по организации социокультурной деятельности и связи с общественностью. Она рассказала об истории создания и издания «Красного Колеса». Сам Александр Исаевич определил жанр своего грандиозного произведения так: «Повествованье в отмеренных сроках». Из четырех узлов этого повествования для анализа и разговора на семинаре был выбран «Август Четырнадцатого » и «Март Семнадцатого», чтобы понять точку зрения автора в год столетия национальной катастрофы.

В «Дневнике Р-17», полностью посвященном работе над «Красным Колесом», Солженицын записал 16 апреля 1976 года: «Как я ни был готов к Февральской революции, но и я не понимал степени и неотвратимости уже произошедшей катастрофы, уже в первых числах марта. Начав свой замысел когда-то с Октябрьской, все остальное считая прелюдией, которую писателю нельзя обминуть, – я, видимо, всю оставшуюся жизнь только и ухлопаю на эту одну "прелюдию"». И на следующий день еще одна запись: «К страшным я открытиям пришел относительно Февральской революции. Не ожидал».

В ходе семинара его участники обратили внимание на последствия Февраля, на то, «какой низостью, подлостью, лицемерием, рабским всеединством, подавлением инакодумающих были отмечены первые же дни этой будто бы светоносной революции...».

Понимая неохватность темы, участники семинара выбрали несколько исторических и художественных портретов для более подробного рассмотрения. Это генерал Самсонов из «Августа Четырнадцатого», не переживший разгрома своей армии; полковник Воротынцев, который мужественно ведет себя не только на полях сражений, но и в Ставке Верховного главнокомандующего, с достоинством заявляя: «Я – тоже офицер русской армии. И все мы, офицеры этой армии, отвечаем за русскую историю».

Это великий созидатель, любимый герой Солженицына Петр Аркадьевич Столыпин. Человек недюжинного ума, мужества, настоящий государственный деятель («Ни в каких его действиях никогда не бывало личных расчетов»). Убийство Столыпина – это убийство будущего России, которое могло быть мирным и устойчивым, по мнению Солженицына. Интересен в этом сопоставлении и портрет императора Николая II, который лишь через пять лет после смерти Столыпина осознал потерю: «Нужно было пройти пустыню перемен и поисков министров, чтобы сегодня очнуться и поразиться: а ведь с тех пор не было сравнимого министра. И в эту войну, в это безлюдье руководства, какое бы решение был – Столыпин!» («Октябрь Шестнадцатого», гл. 69). Хотя еще тогда никто не мог предположить, что совсем скоро в три дня рухнет монархия. Великому созидателю Столыпину в романе – эпопее противостоит его антипод великий разрушитель Ленин.

Очень выразительны в «Красном Колесе» массовые сцены, они дают представление о происходящем по дням, а иногда – и по часам: «27 февраля. Наступило такое, что каждый житель столицы из двух с половиной миллионов оказался предоставлен сам себе: никем не руководим и никем не защищен. Выпущенные уголовники и городская чернь делают что хотят...».

В письме Ричарду Гренье Солженицын так обозначил авторскую концепцию романа-эпопеи: «Я развертываю «Красное Колесо» – трагическую историю, как русские в безумии сами разрушили и свое прошлое, и свое будущее» («Угодило зернышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания», гл. 12).

Вот почему важно было рассмотреть исторические портреты прямых участников февральских событий: Милюкова, Родзянко, Керенского, Гучкова, Шульгина, Шапошникова, генералов Алексеева, Иванова, Хабалова, адмирала Непенина. От их личной позиции и выбора во многом зависело развитие событий февраля-марта 1917 года. По мнению Солженицына, именно в Феврале совершилась «величайшая кровавая необратимая революция всемирового значения» («Размышления о Февральской революции»).

Есть в романе еще один любимый герой писателя – это Александр Васильевич Колчак. Хотя «везде он искал открыть и выполнить высшую задачу, на верхнем пределе своих сил», однако и Колчак не смог остановить раскат горящего Красного Колеса, которое становится лейтмотивом повествования, главным символическим образом разрушения и гибели страны в огне революции.

 Это особенно ярко видно в «Августе Четырнадцатого», «экран» из 30-й главы:

«… и само! обгоняя! покатило вперед!
колесо!! все больше почему-то делается,
Оно все больше!!
Оно во весь экран!!!
КОЛЕСО! — катится, озаренное пожаром!
самостийное!
неудержимое!
все давящее!
Безумная, надрывная ружейная пальба! пулеметная! пушечные выстрелы!!
Катится колесо, окрашенное пожаром!
Радостным пожаром!!
Багряное колесо!!
И – лица маленьких, испуганных людей: почему оно катится само? почему такое большое?».

Подводя итог, участники семинара сделали вывод, что невозможно дать однозначного ответа на вопрос «Почему революция победила Россию?». Одной причины нет. Каждый думающий человек сам будет искать ответ на этот вопрос... Роковое развитие событий. Миллион случайностей. Но почему-то эти случайности все сцепились. И национальная катастрофа произошла.

Но одну причину мы знаем точно, и сам Александр Исаевич ее назвал – «Люди забыли Бога, оттого и все...».

В 1983 году Солженицын получил Темплтоновскую премию «За доказательство жизненности православной духовной традиции в России». В знаменитой темплтоновской лекции он сказал: «Больше полувека назад, еще ребенком, я слышал от разных пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: "Люди забыли Бога, оттого и все". С тех пор, потрудясь над историей нашей революции немногим менее полувека, прочтя сотни книг, собрав сотни личных свидетельств и сам уже написав в расчистку того обвала 8 томов, – я сегодня на просьбу как можно короче назвать главную причину той истребительной революции, сглодавшей у нас до 60 миллионов людей, не смогу выразить точнее, чем повторить: "Люди забыли Бога, оттого и все"».

В завершение семинара прослушали в авторском исполнении молитву Солженицына, созданную в конце 90-х годов:

Отче наш Всемилостивый!
Россиюшку Твою многострадную
не покинь в ошеломлении нынешнем,
в ее израненности, обнищании
и в смутности духа!
Господи Вседержитель!
Не дай ей, не дай пресечься:
не стать больше быть.
Сколько прямодушных сердец
и сколько талантов
Ты поселил в русских людях.
Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, –
не послуживши во имя Твое!
Из глубин Беды –
вызволи народ Свой неукладный.

Еще долго по окончании семинара не расходились его слушатели, обменивались впечатлениями, рассматривали выставку книг, подготовленную библиотекой. Говорили о том, что не знают своей истории, что задумались над вопросами – почему в России случилась та роковая ночь с 1 на 2 марта 1917 года? Изучают ли «Красное Колесо» в школе? Чего мы хотим от будущего? Кто мы сейчас? Многие сказали о своем желании прочитать «Красное Колесо» – пройти путь нелегкого, но радостного чтения ради познания Истины, ради обновления сердца, ради прикосновения к подлинному...

Цикл «И один в поле воин, если он... Александр Солженицын» – совместный проект культурно-просветительского фонда «Преображение» и Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького в рамках юбилейных мероприятий к столетию писателя «В пространстве Солженицына».

Елена Звягинцева
загрузить еще