Известно, что Александр Исаевич Солженицын жил в Рязани после реабилитации с 1957 по 1969 год, преподавал в рязанской школе №2 физику и астрономию и одновременно занимался интенсивным литературным трудом, называя себя «писателем-подпольщиком».
Александр Исаевич писал: «Безопасность приходилось усилить всем образом жизни: в Рязани, куда я недавно переехал, не иметь вовсе никаких знакомых, приятелей, не принимать дома гостей и не ходить в гости – потому что нельзя же никому объяснить, что ни в месяц, ни в год, ни на праздники, ни в отпуск у человека не бывает свободного часа...» («Бодался теленок с дубом». Очерки литературной жизни).
Здесь, в Рязани, был написан рассказ «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича», после публикации которого в «Новом мире» в 1962 году Солженицын обрел литературную известность и славу. А 4 ноября 1969 года здесь же он был исключен из Союза писателей СССР: «Кончились ноябрьские праздники, посвободнели поезда – и я поехал в Москву. Еще не думал, что это – навсегда. Что жить мне в Рязани уже не судьба, исключеньем закрыли, забили мне крест-накрест Рязань» (там же).
Сюда после возвращения из двадцатилетнего изгнания приехал Александр Исаевич в октябре 1994 года, выступал и в стенах областной библиотеки имени Горького...
В рамках проекта «В пространстве Солженицына» Рязанской областной библиотеки, разработанного на несколько лет к 100-летию Александра Исаевича, с 1 по 8 декабря прошел литературный марафон «Читаем Солженицына», а также 9 декабря открылась выставка «Солженицын – фотограф».
Для чтения были предложены фрагменты из романа-эпопеи «Красное колесо». Видео этого уникального для Рязани чтения будет размещено на сайте библиотеки и в социальных сетях к 98-й годовщине со дня рождения Солженицына. Среди ста участников марафона самого разного возраста, профессий, социального положения были и девять членов Преображенского братства из Рязани.
Из всех десяти томов «Красного колеса» были выбраны наиболее значимые эпизоды, что позволило чтецам войти в «пространство Солженицына», почувствовать глубину слова и своеобразие таланта гениального писателя. В статье отца Александра Шмемана об «Августе четырнадцатого» выделено главное в Солженицыне, тайный двигатель солженицынского творчества – «зрячая любовь». Автор раскрывает это понятие – «таинственное сочетание любви и зрения, в котором любовь, очищенная зрением от всякой иллюзии, пристрастия, слепоты становится подлинной любовью, в котором зрение, углубленное и омытое любовью, становится полным зрением, способным вместить всю правду, а не разорванные ее обрывки, идолопоклонниками всех «лагерей» выдаваемые за целое. Именно такая зрячая любовь лежит в основе солженицынского творчества, являет нам его как некое чудо совести, правды и свободы» (Шмеман А., прот. Зрячая любовь).
9 декабря состоялось открытие выставки «Солженицын – фотограф», которую предоставил Рязанской областной универсальной библиотеке московский Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Около пятидесяти уникальных фотографий, сделанных Александром Исаевичем в 1950-е-начале 60-х годов. На обороте – рукописные комментарии Солженицына, некоторые из них приводятся факсимильно.
Также в рамках совместного проекта Культурно-просветительского фонда «Преображение» с Рязанской областной библиотекой «И один в поле воин...» готовится семинар по роману «Красное колесо».