«Откуда пошел яд, оттуда пошло и лекарство»

Три дня подряд, с 20 по 22 марта, в Молдове, по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и епископа Кагульского и Комратского Анатолия, проходили презентации документального фильма «Александро-Невское братство»
Показ фильма в Кишиневе, 20 марта
Показ фильма в Кишиневе, 20 марта

Два показа фильма прошли в Кишиневе и один – в Комрате, столице Гагаузской автономии. По приглашению Православного братства во имя прп. Паисия Величковского представить свою работу в Молдову приехал член авторской группы, режиссер, оператор и журналист Олег Глаголев.

Фильм об истории Александро-Невского братства собрал иереев, прихожан местных храмов и монастырей, и тех, кто только ищет веру или интересуется историей церкви. Среди гостей презентаций были даже те, кто специально приезжал из соседних городов.

Показ фильма в Комрате, 21 марта
Показ фильма в Комрате, 21 марта

По словам Инны Сауловой, председателя православного братства во имя прп. Паисия Величковского, «мы все являемся наследниками советского прошлого, когда христианская вера старательно уничтожалась, и поэтому так ценно, что ведутся исследования по изучению опыта веры в то трудное время. Фильм был снят силами Свято-Петровского православного братства г. Санкт-Петербурга. Он рассказывает о том, как во враждебной антирелигиозной среде петроградское Александро-Невское братство стало уникальным явлением в Церкви – островом, где явились возможными сохранение и передача христианской веры, где велась живая, насыщенная церковная жизнь. Нам всем важно делать такой труд – входить в это духовное наследие, изучать этот духовный опыт».

Инна Саулова
Инна Саулова

«Человеку всегда хочется обрести пример в жизни, увидеть того, на кого можно равняться. Такой пример всегда трудно найти, и в наше время как будто меньше стало таких примеров. Для нас, создателей фильма, особенно ценно было то, что Александро-Невское братство было таким подлинным примером христианской жизни, – рассказывал о героях фильма режиссер-документалист Олег Глаголев. – В то время, когда весь мир сошел с ума, когда вера была жестоко гонима, вдруг среди всех этих гонений поднимается с огромной силой и открывается новый мир. Братство являло пример милосердия. У самих еды не хватает, на своих не хватает тепла, и тем не менее они находят силы, чтобы делиться с остальными. Вокруг люди отходят от Церкви, власть идет на верующих войной, а братчики открывают духовные училища, открывают курсы для детей, где учат вере, открывают пастырские курсы, где духовенство могло получать духовное образование. Это необыкновенно!»

В центре - Олег Глаголев и Инна Саулова
В центре - Олег Глаголев и Инна Саулова

После каждого просмотра в залах наступала тишина. И у тех, кто смотрел фильм впервые, и у тех, кто уже смотрел его не один раз, не сразу находились слова, чтобы начать разговор. На презентации в Комрате, когда после фильма люди сосредоточенно молчали, отцы священники встали и вместе со всеми собравшимися молитвенно пропели «Вечную память» братчикам, новомученикам и исповедникам веры.

В общем обсуждении и в личных беседах пришедшие люди делились впечатлениями об увиденном и услышанном. Получились разные по содержанию, но удивительно единодушные рассуждения о ценности фильма и самой идее братства. Представляем их мнения, которые интересны именно такими, какие они есть.

О. Петр Келеш
О. Петр Келеш

Митрофорный протоиерей Петр Келеш, благочинный церквей Комратского района, Кагульская и Комратская епархия РПЦ

В этом фильме самое важное то, что мы узнали о тех святых людях. Это нам дает еще больше силы. Хотелось бы вспомнить слова профессора духовной академии Осипова: «Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу, какая ваша вера». Вот она – наша вера.
Я думаю, там где есть потребность в таких братствах, там нужно их создавать. Нужно людям говорить об этом. Силой людей туда не приведешь. Но люди, узнав об этом, посмотрев такие документальные фильмы, сплотятся в братства, чтобы быть помощью и связниками в нашей православной вере.
В те тяжелые времена братства создавались для того, чтобы сохранить веру в людях. Но если тогда врага знали в лицо, то сейчас времена еще тяжелее, потому что мы не знаем, кто наш враг. Поэтому, я думаю, что такие братства нам нужны.

О. Николай Гагауз
О. Николай Гагауз

Протоиерей Николай Гагауз, настоятель Успенского храма в селе Гайдары, Гагаузия

Когда в фильме говорилось, что одного расстреляли и другого, кто-то из зрителей сказал, что сейчас нет таких верующих. Пусть Бог нас избавит от искушения. Есть такие верующие или нет – время покажет, но плохо, что люди думают, что сейчас таких нет. И о священниках так думают, и о мирянах. В начале фильма рассказывалось об интересном моменте: когда братство организовывалось, многие клялись, что даже на смерть пойдут, давали такой обет.
Сожалею, что у нас, в нашем регионе нет таких братств. Хотелось бы, чтобы были. Сама идея братства, как было сказано очень правильно, – это церковь в Церкви. Когда в Церковь входят через эту малую церковь, через это общение, через понимание дружбы и любви, которые созидаются в братстве, через любовь друг к другу, люди начинают понимать любовь Христа, которая объединяет всех в Церкви.

Людмила Алферьева
Людмила Алферьева

Людмила Алферьева, секретарь-референт комиссии по канонизации святых Тираспольско-Дубоссарской епархии РПЦ

В фильме об Александро-Невском братстве, мне кажется, несколько пластов смысла. Мы, большинство присутствующих, – люди, получившие светское образование. Мы помним, что Петроград – колыбель революции. И это не образное сравнение. Там действительно во многом зародилось и вольнодумство, и церковный раскол. Церковная структура ведь была подгнившая ко времени революции. Страшные вещи происходили наверху, и само церковное тело было поражено. А в этом фильме видно, что откуда пошел яд, оттуда пошло и лекарство.
Люди образованные, те, кого мы сейчас называем «интеллигенцией», во многом уже по природе своей вольнодумны и зачастую подрывают основы любого строя, будь то капитализм или социализм. В фильме как раз видно, что эти образованные люди выступили цементирующим началом. И они во многом искупили коллективный грех собственных сословий – и дворянского, и разночинного. Конечно, первый просмотр – это только первые впечатления, а потом еще будут неизбежно открываться новые смыслы.
Православные зачастую попрекают сектантов, что они такие активные, «завлекают в свои сети». На самом деле Господь нам показывает: свято место пусто не бывает. Там, где мы не дорабатываем, приходят наши «конкуренты» в духовном плане. Если мы не можем дать людям то, для чего они пришли в Церковь, – тепло, любовь и утешение, – то они пойдут искать это куда угодно. Ведь это люди, которые в догматах еще не разбираются, православие воспринимают больше как следование обряду.
Причем я бы не стала обвинять ни священников, ни мирян. Здесь общая беда, потому что тот же батюшка перегружен – зачастую ему не разорваться, он должен быть и прорабом, и хозяйственником, сам должен добывать средства для храма и катехизировать. Без Божьей помощи это просто невозможно, и должны быть какие-то помощники. Миряне же зачастую потребительски воспринимают Церковь, приходят потреблять, получить утешение, совет, помощь, любовь, что-то еще. Отдавать ведь тоже что-то нужно.
Братства призваны восполнить этот недостаток – и заботой, и вниманием, и помощью в катехизации, чтобы общими усилиями поднимать церковь на другой уровень. В 1990-е  воссоздавали больше внешнюю структуру и пытались воссоздать общинную жизнь методом проб и ошибок. Сейчас же недаром и Патриарх, и Синод уделяют внимание и делают упор на том, что одной из главнейших задач является создание общинной жизни. Это повторяется очень часто – и в документах, и в выступлениях, везде. Почему? Потому что церковь не устоит, если будет только одна структура, а внутри не будет живого наполнения. В Церкви все взаимосвязано.
Когда люди начинают жить общинной жизнью, они должны осознать, что за это и пострадать придется. Сегодня мы говорим о возрождении Православия, но фактически всегда – гонения неизбежны, обязательно будут искушения. Кому в первую очередь враг рода человеческого искушения посылает? Тем, кто для него опасен. Даже сделав первые шаги на ниве создания братства, расширения его деятельности, люди неизбежно столкнутся с искушениями, и у них обязательно будет множество личных проблем. Но Господь ведь не оставляет. Вон сколько покровителей братской жизни!

О. Федор Карабаджак
О. Федор Карабаджак

Протоиерей Федор Карабаджак, ключарь Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в Комрате, Кагульская и Комратская епархия РПЦ

Сегодня мы смотрели фильм о временах гонений, прикоснулись к частичке истории, и для нас это как драгоценные камни веры, то, на чем стоит Православная Церковь. Это очень важно. У них тогда, возможно, и страх был, но дух веры передается нашим душам. И мы видим, что все-таки душа человека по природе христианка, и она передает это сочувствие и боль за веру Христову. Я благодарю тех людей, – режиссера, оператора и других создателей фильма, – которые постарались найти исторические нити, фотографии, документы, письма, те святые свидетельства, которые дошли до нас. Очень важно, что создатели фильма всё это передали нам. Это очень важно потому, что вера современного человека больше похожа на веру апостола Фомы: он, когда сам что-то увидит, «пальчиками пощупает», больше поверит и воспримет, чем когда просто услышит слово. Я благодарю всех, кто постарались, потрудились на ниве Христовой. Дай Бог им и впредь ревностно служить и своими трудами, своими фильмами укреплять веру наших детей, нашего православного народа.

О. Самуил Бакаржи
О. Самуил Бакаржи

Протоиерей Самуил Бакаржи, настоятель Свято-Никольского храма в селе Максимовка

Вспоминаются слова апостола Павла: «Вспоминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Хорошо, чтобы они были как икона перед нашими глазами. Не обязательно ведь, чтобы икона была только на стене. А это живая икона, пятое Евангелие.
Паки и паки, еще раз вспоминая наших братьев, которые действительно показали своей жизнью, что Евангелие реально может быть воплощено, задаешься вопросом: а как же я и моя жизнь? Не будет ли, как в одном христианском песнопении: «Иные несли золотые снопы, а я только листья принес». Этот фильм возвращает нам вопрос о цели христианина: я христианин, я спасен, я омыт Кровью Христа, а что я делаю для того, чтобы другие могли приобрести спасение? Я ведь не как разбойник должен спасаться, не как головня, исторгнутая из огня, но все-таки должен принести плоды для Господа, золотые снопы.
Братья Александро-Невского братства показали, что христианин, несмотря на внешние условия, которые его окружают, в любой ситуации может находить возможность проявить свет Христовой любви. Эти лица, которые мы сегодня видели в фильме, – из Евангелия.
Еще немного, и Церковь во время гонений могла совсем лишиться своего руководящего органа, и можно сказать, что на пепелище Церковь восстает во многом потому, что братство оказалось одним из действенных органов Тела Церкви Христовой. Поэтому братство может и должно, в меру своих возможностей, умений и направленности, брать на себя одно или несколько отраслей церковной деятельности и быть в помощь церкви. Ведь братство не претендует на то, чтобы объявить себя церковью, оно – в помощь церкви. Мы все – члены церковного тела. Так и братство, в котором дети Христовы объединяются в более тесный союз для того, чтобы можно было более мобильно и действенно решать вопросы, встающие на повестку дня.

Кристина Кочан, студентка, прихожанка монастыря Иверской иконы Божией Матери в Комрате, корреспондент газеты «Голос Истины», издаваемой при этом монастыре

Через эту братскую любовь почувствовалась забота о будущем, о нас, и это даже по фотографиям видно. Они заботились, чтоб передать нам самое главное – дух веры. Смотрю на них с благодарностью.
Нельзя сказать, что сегодня очень легко. Сейчас есть другая опасность, другая война идет, например, информационная. Дети вообще не знают, что есть что-то такое светлое, им нужно это показывать. Сейчас тоже есть необходимость создавать такие братства. Что мне еще понравилось, что в братстве создавался не только приходской хор, но и миряне тоже пели, потому что важно понимать смысл богослужения. Например, у нас в Гагаузии богослужение и молитвословы в основном на церковнославянском языке, а недавно они были переведены на гагаузский язык. На своем родном языке все лучше воспринимаешь.

Людмила Гросу, жена иерея, Кишинев

Братства нужны в нашей церкви для того, чтобы не было застоя, чтобы было движение. Братства просто необходимы. В таких братствах действительно возрождается любовь в высоком, христианском смысле этого слова. Людей объединяет благодать Христова. Только Христос ее дает, и в таких близких коллективах ее чувствуешь и можешь в зависимости от этого и жить так же, вдохновляться этим. Это дает силы. Я считаю, что такие фильмы нужны, чтобы историческую память в современном мире актуализировать, чтобы мы понимали, что такое братство. Этот фильм очень своевременный.

 Комрат, 21 марта
Комрат, 21 марта
Кишинев, 20 марта
Кишинев, 20 марта

Вместе с гостями показов фильма «Александро-Невское братство» еще раз благодарим его создателей – автора сценария Юлию Балакшину (Санкт-Петербург), режиссера-документалиста Олега Глаголева (Екатеринбург), исследователя истории Александро-Невского братства Анастасию Наконечную (Санкт-Петербург).

Благодарим Академический центр им. Михая Еминеску в Кишиневе и лично директора Елену Дабижа, Региональную библиотеку им. П. Драганова в Комрате и лично ее директора Марию Недялкову, Национальную библиотеку Молдовы в Кишиневе за помощь в организации показов.

Кишинев, 20 марта
Кишинев, 20 марта
Кишинев, 22 марта
Кишинев, 22 марта

Информационная служба Православного братства во имя прп. Паисия Величковского


Фото Анастасии Плетенской, Игоря Бурдиенко


конец!