Опыт тех, кто пострадал в XX в. от тоталитарных режимов, последовав за Христом до конца, до потери здоровья, благополучия и даже жизни, продолжает собираться по крупицам. За последнюю пару лет появилось несколько исследований и книг, посвященных жизни и трудам новомучеников и исповедников. Но книги и исследования обретают особую ценность только тогда, когда их содержание доходит до адресата, осмысливается, обсуждается и входит в личный опыт, пророчески воплощаясь в современности. Именно поэтому малое братство во имя Новомучеников и исповедников российских решило посвятить свой семинар рассказу о людях, с которыми нас разделяет всего лишь жизнь одного поколения.
На семинаре звучали рассказы о тех, кто возрождал Ташкентскую епархию в 40-50-е годы ХХ в., об одном из основателей Александро-Невского братства в Петрограде архиепископе Иннокентии (Тихонове), о епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), о проповедническом служении священномученика Анатолия Жураковского, о немецком лютеранском пасторе Дитрихе Бонхёффере и недавно канонизированном Иване Аркадьевиче Лаговском, деятеле Русского студенческого христианского движения .
Не все эти люди жили в одной стране, имели общие корни, принадлежали к одной конфессии, в конце концов, знали друг друга. Однако их всех объединяло общее отсутствие страха перед карательной машиной государства, стремление действовать во имя Христово, служить теми дарами, который каждый из них получил. «Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии, – писал Дитрих Бонхёффер, поясняя свой отказ от предложения эмигрировать в США в 1939 году. – У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени».
Бонхеффер не дожил до конца войны, а архиепископ Иннокентий (Тихонов), отец Анатолий Жураковский и И.А. Лаговский не увидели окончания гонений на Русскую церковь. Однако то, что они оставили после себя, включает не только память о трагически оборвавшейся жизни.
Интересно, что имя каждого из упомянутых на семинаре новомучеников и исповедников тесно связано с собиранием братств и общин. Такое собирание стало путем восполнения внешнего благочестия, из-за которого многие теряли веру и в Бога, и в человека, и в Церковь. Поэтому неудивительно, что именно члены общин оо. Алексия и Сергия и Мечевых и Александро-Невского братства смогли возродить церковную жизнь в Ташкентской епархии в 40-50-е годы прошлого века. О братской жизни как подлинной христианской жизни свидетельствовала до последних своих дней Е.И. Пикина, единственный доживших до нас член одного из братств, основанных еп. Макарием (Опоцким).
Как выяснилось из беседы с гостями семинара, именно общинный и братский опыт, вдохновлявший упомянутых людей во всем следовать за Христом, вызвал у них наибольший интерес. Сегодня эта тема все чаще обсуждается в нашей церкви, и потому так важно обращаться к нашему недавнему прошлому, к тем людям, которые смогли воплотить это в своей жизни, сохранив и передав нам в наследство эту замечательную христианскую традицию.