«Неперемолотые» в Сарапуле

09 февраля 2018
В открывшемся Музее истории и религий Прикамья начала работу выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке»

6 февраля в г. Сарапул (Удмуртия) в старинном здании бывшей школы открылся музей истории и религий Прикамья. Одной из его экспозиций стала выставка «Неперемолотые», организованная Культурно-просветительским фондом «Преображение». Как отметил краевед, древлехранитель Сарапульской епархии Виктор Ерастов: «Трудно сказать – это выставка в музее или музей при выставке», обозначив тем самым, что именно эта выставка является тем смысловым ядром, вокруг которого выстраивается всё остальное.

В музее представлены традиционные национальности и вероисповедания Прикамья, основными из которых являются православие и ислам. Его открытие стало событием не только для жителей Сарапула. В нём приняли участие: председатель Государственного совета Удмуртской Республики Алексей Прасолов, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний, имам-мухтасиб северных районов Удмуртии Ильмир хазрат Касимов, заместитель министра социальной политики и труда Удмуртской Республики Константин Коньков, первый заместитель главы администрации города Сарапула Михаил Кудиров, а также духовенство Сарапульской епархии, активисты национально-культурных объединений, общественность.

Владыка Антоний поблагодарил всех, кто потрудился над созданием музея, и отметил, что этот музей, созданный при поддержке Фонда президентских грантов, будет служить жителям не только г. Сарапула, но и многочисленным гостям.

Открывая выставку, кандидат исторических наук, председатель Богоявленского малого братства из Коломны Виталий Черкасов приветствовал гостей от имени Культурно-просветительского фонда «Преображение» и Преображенского содружества малых православных братств и поблагодарил всех, кто имел отношение к открытию музея и выставки, которые не так часто можно увидеть в городах нашей страны.

– Наш Культурно-просветительский фонд «Преображение» занимается разными проектами, в том числе и теми, что связаны с восстановлением памяти. Один мудрый человек в ХХ веке сказал, что легче всего сбежать от истории через провалы в памяти. Вот такие выставки как раз и не позволяют нам сбежать от собственной истории, поскольку здесь говорится о том, что произошло с нашей страной, с Русской православной церковью, со всеми верующими в ХХ веке, – сказал Виталий Черкасов. – У нас есть статистика – она очень тяжёлая: потери в ходе репрессий в нашей стране – порядка 25 млн. человек. Не все они были убиты, но это – репрессированные люди: наши с вами родные, предки. Эту память очень важно восстанавливать. Почему выставка называется «Неперемолотые»? Когда я подхожу к фотографиям на стендах, мне кажется, что это не мы на них смотрим, а они всматриваются в нас… Многие из этих людей были физически уничтожены, но, тем не менее, они не были перемолоты этой системой. Потому что они, в условиях государственного безбожия смогли не только сохранить веру, но и передать её дальше.
Далее гостям была поведана история двух епископов-новомучеников – Сарапульского Алексия (Кузнецова) (+ 15 ноября 1938 г.) и архиепископа Павлина (Крошечкина) (+ 3 ноября 1937 г.), а также священников Михаила Мягкова и Михаила Суханова. Люди, которые добровольно отдали себя на служение Христу: кто-то из них превратил в храм собственный дом; кто-то – скитался в течение долгих лет, до самой своей кончины, нигде не задерживаясь дольше суток и окормляя всех, кто нуждался в духовной помощи; кто-то – принял епископский сан, зная на что идут, фактически подписав себе смертный приговор.

По материалам выставки хорошо видно, что гонения имели место не только в 20–30-е годы, продолжались они весь период советской власти. Александр Огородников был арестован в 1978 году и получил свободу только в 1985 году. Он вспоминал: «Когда у нас в журнале "Община" были выборы главного редактора (в 1979 г. – прим. авт.), то это просто были выборы того, кто будет сидеть».

Но выставка не только рассказывает истории, но и задаёт вопросы: почему произошло с нами то, что произошло? Как такое стало возможным в православном государстве? Ответ выразил архимандрит Таврион (Батозский), о котором также рассказывается на выставке. В 70-е годы прошлого века он говорил: мы верующие люди по традиции, но за нами идёт поколение, которое этой традиции не знает; что тогда делать? Он же и отвечал на этот вопрос: надо заглянуть внутрь своей веры, своей жизни – какова твоя вера, её качество?

В ответ епископ Сарапульский и Можгинский Антоний поделился, что на днях приехал из Санкт-Петербурга, где 1 февраля, в день 100-летия воззвания патриарха Тихона: «Устрояйте духовные союзы» открылась Всероссийская научная конференция, посвящённая 100-летию образования Александро-Невского братства. В этот же день, напомнил владыка, исполнилось 100 лет со дня мученической кончины сщмч. Петра (Скипетрова) – одно из первых священников, убитых советскими солдатами. Произошло это на территории Александро-Невской Лавры, которую новая власть решила отобрать у верующих.

– Что касается Сарапульского владыки Алексия (Кузнецова), то у нас о нём собран большой материал, готовится канонизация. Это, действительно, один из тех людей – не перемолотых системой. Будучи под следствием, он никого не выдал, никого не оклеветал. Так что мы надеемся, что в этом году в Сарапуле будет прославлен новый святой, – добавил владыка Антоний.

Один из местных объектов выставки – большая серебряная риза с храмовой иконы «Всех скорбящих радость».

– Сама икона утрачена, сказал владыка Антоний, – а риза долгое время лежала где-то на складах. И вот эти «пустые глазницы» на месте, где должны быть лики, тоже заставляют задуматься о прошлом нашего народа.

Две трети от общего количества святых в Русской православной церкви –это новомученики и исповедники. А это значит, что наша церковь – это церковь новомучеников и исповедников. И это не просто очередная страница в истории церкви, а живое слово, обращённое ко всем нам. Что это значит для нас сегодня?

 

Владислава Соловьёва

 

Владимир Губаренко
загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку