Встреча началась с размышлений об исторической памяти, о том зачем нам совершать усилия, чтобы ее актуализировать и почему так важно передавать ее последующим поколениям. Зачем нам знать историю своей семьи, своей страны и не только своей? На этот и другие вопросы искали ответы участники встречи. А собрались люди самые разные по возрасту и национальности – латыши и русские, которых объединял интерес к недавней истории.
Ведущая встречи Иоанна-Яна Калниня напомнила, что 2017 год – годовщина столетия революции, поворотной точки истории – события, которое обернулось трагедией не только для России и русского народа, но и для многих других, в том числе и латышского. Общность трагического прошлого ставит общие задачи: осмысления и осознания своей ответственности, примирения через раскаяние. Большевизм – это явление духа зла, действие которого было направлено против всех наций, поэтому его нельзя приписывать одному народу.
Размышляя об этом, ведущие встречи вспомнили слова известной латвийской поэтессы Анды Лице, которыми предваряются воспоминания Илмара Кнагя о советской депортации 1941 года, когда из Латвии были вывезены около 15 тысяч ни в чем не повинных людей разных национальностей, в том числе и его семья: «Живая историческая память в духовной сокровищнице народа ни с чем не сопоставима. Никакое другое поколение не имело такого опыта, не имело примеров такой веры, надежды и любви. И сегодня не легко найти правду о недавней эпохе лжи – мир так быстро все забывает и живет иллюзией о себе самом, ибо так удобней. А зло только того и ждет. Оно множится во тьме, но исчезает в свете правды. Недаром сквозь все века звучат слова песнопевца Давида: Блаженны те, кто идет праведным путем, и поступает по правде всегда».
История нагляднее раскрывается на примерах жизни конкретных людей. Особенно ценно, если сохранились архивные документы в виде писем или личных записей. На встрече была представлена недавно изданная в России книга А.А. Ершовой (урожденную Штевен, 1865-1933) «В тюрьме в 1920 году: воспоминания», написанная ею на основе собственных дневников.
О жизни Александры Алексеевны, писателя, просветителя, педагога, и об истории создания книги гостям рассказала ее публикатор Ольга Синицына. Она отметила, что сильное влияние на формирование личности А.А. Ершовой оказал ее отец Алексей Христофорович Штевен, от которого она унаследовала острое чувство справедливости. Большая часть детства Александры прошла в деревне, вдали от шума и суеты светской жизни. Родители сознательно выбирали деревенский уклад, тщательно подбирая для семьи круг общения – соседей, с которыми не нужно было притворяться и лицемерить.
Размышляя о том, как сложилась дальнейшая судьба Александры Алексеевны после революции в условиях всеобщей трагедии, участники встречи неизбежно коснулись темы призвания человека. Ольга Синицына рассказала о том, что уже с юных лет Александра Алексеевна размышляла над этим вопросом: она не хотела прожить жизнь просто «хорошим человеком», создать семью, воспитать детей – именно об этом, в первую очередь, мечтали девушки ее поколения. Ее же в полной мере не удовлетворяло ничто из свойственных ее сверстникам занятий и развлечений, пока она «от нечего делать» не начала учить грамоте крестьянских детей. В 80-90-е годы позапрошлого столетия Александра Алексеевна, будучи еще очень молодой девушкой, сумела организовать около 50 школ для крестьянских детей, где учила их не только основам грамотности, но и умению противостоять злу, жить по совести. Позднее она вышла замуж, родила семерых детей, но и тогда Александра Алексеевна не оставляла общественной деятельности. Она считала, что родители должны показать детям пример ответственного отношения к истории, в которой человек призван быть активным участником, а не наблюдателем только.
А потом грянула революция, разрушив весь привычный, казавшийся столь прочным, уклад. В 1920 году во время Гражданской войны Александра Алексеевна при переходе линии фронта (она искала своих сыновей, которые воевали в Белой армии) была арестована советской властью. Восемь месяцев она провела в тюрьме, где и вела дневники, на основе которых и изданы ее воспоминания. Эта книга – не только памятник ушедшей эпохи, но, что не менее важно, свидетельство живой христианской веры, которую Александра Алексеевна сумела сохранить и перед лицом грозившей ей смерти. Вести дневник было опасно, за это могли расстрелять, но это ее не пугало. Обладая исключительной внутренней свободой, она считала, что имеет право выражать свои мысли, записывая их на бумаге. Ее дневники – яркое свидетельство того, что, при всей трагичности ее положения, Александра Алексеевна не потеряла веры в Бога и в человека. Она находила в себе силы никого не осуждать, при этом очень ценила всякое проявление человечности в каждом, не зависимо от того кто перед ней – сокамерник или палач. Как вспоминала старшая дочь Александры Алексеевны Мария Левицкая (урожденная Ершова): «Она видела все зло мира и часто повторяла слова апостола Иоанна "мир во зле лежит". Но это не вызывало в ней ни озлобления, ни презрения к людям, а скорее жгучую скорбь о том, что они ушли от света, который она видела перед собой, и блуждают во тьме».
Во многом благодаря воспитанию, полученному в детстве и юности, Александра Алексеевна сформировалась как человек кристальной честности, возможно, это и определило ее дальнейшую судьбу. «Она органически не терпела никакой лжи и фальши и была к ним совершенно не способна. Ее правдивость часто граничила с безрассудством (по общепринятым понятиям), но мне кажется, что именно она и спасла ее от расстрела в 1920 году», – писала старшая дочь Александры Алексеевны Мария Левицкая.
Дневники – вещь очень личная, так же как и письма. Но именно благодаря этому они как-то по особому отражают не только внутренние переживания автора, но и передают всеобщую трагедию, последствия которой мы так явно сегодня ощущаем. На вопрос, зачем печатать и читать дневники, можно ответить словами самой А.А. Ершовой: «Всем полезно будет представить себе прежнюю жизнь и прежний мир такими, какими они действительно были, и потому всякие правдивые воспоминания о прошлом могут иметь свою цену».
Обсуждение получилось живым, участники встречи вместе искали ответы на поставленные вопросы, в том числе и на вопрос почему воспоминания трагических событий истории ХХ века, прежде всего затронувших Россию, нужно помнить и переосмыслять и в Латвии. Разговор шел о том, что историческая память – качество духовное и чтобы ее актуализировать нужно усилие. Зло побеждается преодолением индивидуализированности и разобщенности между отдельными людьми и целыми народами.
В заключении Ионна-Яна обратила внимание участников на то, что каждому нужно осознать свою причастность к истории, свою ответственность за прошлое и будущее наших стран. Зло может быть побеждено через осознание того, что у наших народов общая боль и общая надежда на то, что раскаяние и взаимное прощение наций достижимо. Оно и станет гарантом того, что трагедия ХХ века не повторится.
Примером такого глубокого личного раскаяния и было отношение ко всему происходящему с ней и страной А.А. Ершовой, выраженное в записи ее дневника: «Среди ада минувшей ночи я чувствовала сострадание ко всем: к беспомощным жертвам и жестоким палачам, к немногим драгоценным хорошим людям... Я чувствовала еще, что все виноваты во зле, заполняющем мир, и я тоже виновата, как и все, и должна безгранично каяться в своей греховности, в суетности, в слабости, эгоизме, гордости...».
«Свет правды зло рассеивает», поэтому так важно нам знать историческую правду: латышскому народу о том, что происходило с русским, русскому – что с латышским. Нужно проявить солидарность в исторической правде, чтобы она восторжествовала. Чтобы трагедия ХХ века не повторилась, всякая ложь должна быть выведена на свет.
Иоанна-Яна Калниня
Фото Светланы Горбуновой