На Ганиной яме: как рассказать детям о последних днях жизни царской семьи

06 апреля 2017
Как с детьми говорить об истории, чтобы она не воспринималась ими только как страницы учебника, столбик дат и событий, которые надо запоминать, чтобы сдать экзамен в школе? Поехав с ними на Ганину яму – место захоронения царской семьи – мы попытались рассказать им о последних днях жизни семьи императора Николая II

В середине XIX в., во времена «золотой лихорадки» на Урале, жил да был мужик «додельный», смекалистый и деловой, Ганя. Вернее, имя его было Гавриил, но в народе звали его не иначе, как Ганя. И вот задумал Ганя выкопать такую яму, чтобы до золота докопаться: очень хотел обогатиться. Купил участок земли, собрал мужиков себе в подряд, и начал копать. Долго копал. Вырыл огромную шахту, но золота так и не нашел. Бросил это непутевое дело, а народ шахту ту прозвал по-простому – Ганина яма. И не знал Ганя, что выкопал он яму, которая станет сначала неофициальной, никому не известной могилой царской семьи, затем – на долгое время заброшенным, забытым местом, интересующим разве что кладоискателей, затем предметом пристального внимания сначала частных, в основном иностранных историков, затем официальных отечественных исследователей, археологов, и, наконец, признанным и весьма популярным паломническим центром с мужским монастырем и развитой инфраструктурой.

Монастырь на Ганиной яме
Монастырь на Ганиной яме

О радостном говорить с детьми легко. О горестном, конечно, трудно. Не хочется нагнетать, пугать, ранить «хрупкую детскую психику». И, тем не менее, нельзя и не говорить о том, что произошло в истории нашей страны сто лет назад, ведь за ее будущее мы вместе несем ответственность. Поэтому и искали слова, где-то детские, где-то взрослые, «на вырост», чтобы помогать детям входить в это не простое наследие…

Мы привезли детей на Ганину яму, чтобы рассказать о жизни царской семьи. Как жили, как служили, как помогали раненым, как воспитывали детей. Никто никого не обвинял. Но в то же время говорили о том, что никто из людей не застрахован от ошибок, и царь – в том числе. Мы говорили с детьми о том, что в человеке всегда надо видеть больше того, что лежит на поверхности, людям часто свойственно искать виновных, а себе приписывать статус жертвы: учительница – плохая, директор – деспот, начальник – ужасный и т.д. Так и толпа разъяренных людей нашла виновных не только в самом императоре, воплотившем в себе оплот «гнусного самодержавия» и его супруге, «немецкой шпионке», но в его детях – дочках и сыне, в их нянях, враче, даже ручной собачке одной из княжон… Расстреляли, погубили всех безжалостно.

Мы стояли с детьми около Ганиной ямы, кто-то помолился. Рассматривали фото императорской семьи, где изображена их повседневная жизнь – царь убирает снег во дворе, дочки с мамой лечат раненых в госпитале, семья в ссылке, девочки после болезни и т.д. Обычные люди, а не только «царственные страстотерпцы»…

Николай II в ссылке, 1917 г.
Николай II в ссылке, 1917 г.
Великие княжны в госпитале
Великие княжны в госпитале

Замерзли, пошли отогреваться чаем. Размышляли о том, как жить ответственно, то есть, отвечая за свои слова и поступки, адекватно реагировать на разные ситуации дома, в школе, во дворе.

Общая реакция детей на рассказ о судьбе царской семьи: «Жалко их, зачем так?» Хочется надеяться, что какие-то семена добра были посеяны в сердцах через прикосновение к этой трагической странице истории нашей страны.

А еще, хотелось защитить детей от стилизации и налета «православного туризма», с которыми, к сожалению, неизменно сталкиваются те, кто посещает известные православные святыни. Поэтому нет у нас селфи с монастырем, с памятником царской семье или рядом с ямой, нет флешмоба с плакатом «прости нас, царь» (такие плакаты были распространены в Екатеринбурге лет пять назад), нет купленных сувениров. Потому что именно на нас, взрослых, лежит ответственность научить детей отличать истинное от подделки, внимательно разбираясь и размышляя, но и без осуждения. Важно назвать зло злом, а добро добром, но это делается не по шаблону. Надо вместе думать, разбираться.

Один папа, который тоже поехал на экскурсию, отметил, что, несмотря на весь туристически-паломнический флер, это место исполнено страданием и смыслом. Нужно только это распознать. «Важно, чтобы в таких местах всегда находились люди – носители Духа, которые смогут помочь за внешним разглядеть внутреннее», – заключил он.

Эта экскурсия стала первой из цикла детских исторических встреч, намеченных на 2017 г., инициатором которого выступил Детский центр духовного развития и малое православное Свято-Екатерининское братство (Екатеринбург). Следующие встречи – поездка в Алапаевск, к месту гибели княгини Елизаветы Федоровны, а также экскурсия по местам утраченных храмов Екатеринбурга.

Елена Каштанова


Фото Марины Подкопаевой

загрузить еще