Любимому городу посвящается

21 сентября 2014
Москвичи, петербуржцы, тверичи, куряне, воронежцы… – когда мы так себя называем, что за этим стоит?

Несколько поколений наших предков рождались, жили и умирали в этом городе, или мы сами здесь родились, или только прожили в нем какое-то время? Ко дню рождения любимого города мне хотелось рассказать о том, как я пыталась найти ответы на эти вопросы.

Немного социологии

Люди в России, согласно исследованиям Ю. Левады, значительно чаще отмечают свою принадлежность к «малой» родине, чем к «большой». На вопрос, «что в первую очередь связывается у вас с мыслью о своём народе?», – почти половина респондентов (41%) отвечали «место, где я родился и вырос»*. То, как мы определяем свою принадлежность к городской общности называется городской идентичностью.

Как пишут социологи, на это влияет ряд факторов: проживание в определенном городском пространстве, размер и население города, его внешний облик, история города и ее отображение в названиях улиц, площадей и пр. (городских топонимах), а также мифы и стереотипы, укорененные в сознании жителей города.

Как это работает в реальности? Рассмотрим факторы, влияющие на формирование городской идентичности на примере Воронежа – моего города.

Столица черноземья

Воронеж расположен на берегах Воронежского водохранилища реки Воронеж, в восьми километрах от города протекает река Дон. Земля тучная, плодородная – чернозём, холмы и степи. Хотя в центре города часто бывает пыльно и тесно, как и в других городах-миллионниках, всe-таки не оставляет ощущения простора, а воронежские холмистые улочки так и манят выйти и прогуляться.

Хорошее месторасположение и приятный, «умеренный» климат способствовали тому, что исторически Воронеж был купеческим и мещанским городом. С одной стороны, он довольно далеко удален от столиц, с другой стороны, в нём проявляются некоторые черты столичности. Яркий пример из истории – начало XVIII века, время правления Петра I, когда на территории Воронежа строился флот, и по некоторым данным, город считался второй столицей империи. На сегодняшний день город является столицей Черноземья, его экономическим, политическим и культурным центром.

Сколько нас

Воронеж – крупный промышленный, культурный и транспортный центр. Население города превышает один миллион человек (1 003 638 чел. на 01.01.2013). За XX век город сильно изменился: в годы Первой мировой войны в губернию хлынул поток беженцев из западных губерний Российской империи. В 1920-30-е годы Воронеж был местом политической ссылки. А во время Великой Отечественной войны население Воронежской области сократилось по сравнению с довоенным периодом на треть.

Ну и, конечно, миграция населения… Весной этого года мы (члены православного братства во имя свт. Тихона Задонского) проводили соцопрос: задавали воронежцам вопросы об истории Воронежа, их собственной семейной истории. И выяснили, что на вопрос «назовите имена своих предков» 66% смогли назвать имена прадедов и прабабушек, 17,6% назвали имена прапрадедов и прапрабабушек, – это довольно высокий показатель, учитывая на произошедшие в XX веке миграционные процессы.

Все новее и новее

Внешний облик Воронежа на сегодняшний день быстро меняется в связи с бурным строительством. Как отмечала в интервью Галина Умывакина, председатель Воронежского отделения Союза российских писателей: «Иногда город меняется неожиданно, перед глазами появляется что-то новое, грандиозное. Это строительство создаёт внутренний дискомфорт. Порой я даже пугаюсь, я не узнаю город, когда я долго не бываю в какой-то его части, даже в центре. Город не может не меняться, но в то же время важно не забывать о его прошлом, хранить память».

Порой, когда смотришь на старые фотографии видов Воронежа, с трудом узнаешь знакомые улицы. И это не удивительно, меняется время, меняется и город. Но жаль видеть разваливающиеся домишки XIX века на Никитинской улице, на появляющиеся на Проспекте Революции–Большой Дворянской новостройки. C одной стороны, в городе много красивых и памятных мест, с другой стороны все так быстро застраивается, что город начинает не просто менять свой облик: теряется его история. В то же время, мемориальных таблиц в городе много, но влияет ли это на знание людьми истории своего города, своей истории?

История города

Воронеж является родиной многих известных поэтов и писателей - Алексея Кольцова** и Ивана Никитина, Ивана Бунина, Самуила Маршака; церковных деятелей – Митрофания Воронежского и Тихона Задонского; космонавта Феоктистова. С 1934 по 1937 гг. в Воронеже в ссылке жил Осип Мандельштам. Как показали итоги нашего соцопроса, пятёрку самых известных городских деятелей составили Алексей Кольцов (его назвали 51% опрошенных), Иван Никитин (49%), Пётр I (37%), Андрей Платонов (35 %) и Иван Бунин (20%).

Память об этих людях хранится и в названиях улиц и скверов. В городе есть, например, улица Ивана Никитина, Кольцовский сквер, не так давно появился сквер Осипа Мандельштама.

Многие названия улиц отражают в основном историю XX века: улицы 20-летия Октября, Плехановская, Фридриха Энгельса, Карла Маркса, Ленина, Ленинский проспект, площадь Ленина. Есть в городе и памятник жертвам белого террора. В то же время, в пригороде Воронежа, рядом с посёлком Дубовка есть мемориал – место захоронения жертв  репрессий 1937-1938 гг.

Великая Отечественная война – это особая веха в истории Воронежа, во время войны город был сильно разрушен. 16 февраля 2008 года Воронежу было присвоено звание «Город воинской славы». В городе много памятников и мемориалов, посвящённых памяти Великой Отечественной войны – Памятник славы, мемориальный комплекс Чижовский плацдарм, «Музей-диорама».

И хотя есть в Воронеже памятные места, напоминающие о важнейших вехах истории города, всё же она воспринимается выборочно, редуцированно, историческая память ослабевает с каждым новым поколением.

Что же можно сделать?

Стоит отметить, что в Воронеже есть сообщества по сохранению исторического наследия города. Их деятельность, может быть, не очень яркая, но она заметна.

Для меня возможность сделать что-то лично связана с членством в православном братстве во имя свт. Тихона Задонского. Это неформальное объединение православных христиан, существующее в Воронеже уже около двадцати лет (входит в Преображенское содружество малых православных братств).

Вместе с другими верующими мы организуем проведение передвижных выставок – «Неперемолотые», повествующая о судьбах священнослужителей и мирян, пострадавших во время гонений на Церковь в XX веке; «Он не преклонился перед силой факта» об аристократе Николае Николаевиче Неплюеве, основавшем православное Крестовоздвиженское трудовое братство во второй половине XIX века; «Non licet vos esse. Не должно вам быть», о кампании по изъятию церковных ценностей в 1920-е годы.

На этих выставках экскурсии проводили не профессиональные экскурсоводы, а мы сами, предварительно подготовившись. Удавалось общаться с людьми, отвечать на их живые вопросы.

Еще мы проводим семинары, конференции, общественные и встречи, посвященные истории отдельных личностей, города, страны; устраиваем молитвенное чтение имен репрессированных на улицах города 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий; совместно с обществом «Мемориал» проводим экскурсии по местам памяти жертв политических репрессий, а также ухаживает за мемориалами и местами захоронений. Только через обращение к личностному опыту, восстановление памяти о предках в своей семье и среди своих сограждан возможно преодоление последствий советского режима и беспамятства.

Опираясь на свой опыт участия в таких встречах, опыт общения с людьми, хочется согласиться с мнением тех, кто повторяет как важно преодолевать разрывы и восстанавливать историческое сознание, культурные связи. А когда ты знаешь подлинную историю своего города, даже если обращение к историческому опыту приносит боль, перестаешь быть равнодушным, рождается желание заботиться о нем.

Примечания
*Левада Ю.А. Сочинения: Проблема человека / Ю. А. Левада: [сост. Т. В. Левада]. – Москва: Издатель Карпов Е.В., 2011. – 526 с. : ил.
**Сегодняшний брэнд Воронежа, известный поэт Алексей Кольцов (1809-1842), жил в суровой патриархальной купеческой семье, в Воронеже у него почти не было единомышленников. Лишь случайная встреча с русским писателем Николаем Станкевичем в начале 1930-х годов открыла ему дорогу в Москву и Петербург, благодаря чему расширился круг его общения и были опубликованы его стихи.

Юлия Штонда
Ссылки по теме
загрузить еще