Лучшая форма образования – путешествие

25 мая 2017
Об экспедиции группы подростков Преображенского братства в Калининградскую область

С 22 по 29 апреля мы – одиннадцать подростков и трое взрослых отправились путешествовать по Калининградской области, чтобы прикоснуться к великим событиям, которые происходили здесь во время наполеоновских войн, посмотреть на остатки культуры Восточной Пруссии и задуматься о том, как нам относиться к этой земле, которая в недавнем прошлом была «сердцем Германии» и которая в 1945 году была передана Советскому Союзу.

День первый

Мы прилетели в Кёнигсберг (ныне Калининград) в солнечный день, весь город уже был в цвету. А еще здесь постоянно дуют ветра, много чаек, кораблей, каналов и рыбаков, которые ловят рыбу в самом центре города.

Мы погуляли на острове философа Иммануила Канта и спели «Христос воскрес» на его могиле: 22 апреля – как раз его день рождения.

Остров Канта

Посетили Рыбную деревню – квартал, застроенный зданиями в немецком стиле.

Рыбная деревня

В этом городе очень причудливо сочетается изящная немецкая архитектура с грубыми советскими постройками.

Бранденбургские ворота
Кёнигсбергская биржа. Здание восстановленно и реконструировано в 1967 г.

Запомнилось одно здание – «Советский замок». Когда-то на этом месте был средневековый замок, но его снесли и на его фундаменте построили огромный Дом советов, который так ни разу и не работал. Сейчас он стоит огромный, страшный, заброшенный и с выбитыми стеклами…

Дом советов

День второй

В этот день мы ходили на литургию в храм Христа Спасителя в центре Калининграда.

Кафедральный собор Христа Спасителя

Сам храм расписан «очень пасхально»: много красного цвета и росписей, связанных с Воскресением Христа. Литургия была очень собранная и потому довольно быстро завершилась. Мы очень обрадовались, что послание апостолов читали на русском языке, и все было понятно. После Литургии весь народ с пением пасхальных песнопений вышел на крестный ход вокруг храма на главной площади города.

После литургии

После праздничной трапезы мы опять гуляли по городу – как говорил известный культуролог Юрий Михайлович Лотман, «важнейшая форма образования – путешествие», – смотрели здания, которые были построены еще тогда, когда Калининград был административным центром Восточной Пруссии – с 1773 по 1945 годы.

В музее «Мирового океана» осмотрели знаменитое судно «Витязь», которое поразило нас своими огромными размерами и особой атмосферой: все обустройство корабля напоминало о командном духе, общности и море. Недаром символ церкви – корабль.

Музей «Мирового океана»

День третий

Утром мы поехали в самый западный город России – Балтийск (Пиллау, нем. Pillau).

Маяк Пиллау – самый западный маяк России

По дороге заехали в Приморск (Фишхаузен, нем. Fischhausen). Там залив и лагуна, окруженная кустами, из которых прямо перед нами вылетел огромный белый лебедь! И мы увидели, что по заливу плывет стая лебедей.

В Балтийске мы зашли в Свято-Георгиевский морской собор, расположенный в здании старой немецкой кирхи, с удивительным иконостасом – морским: там и морские коньки, и дельфины, и рыбы. Здесь мы познакомились с настоятелем храма архимандритом Софронием (Колосовым), человеком с интересными взглядами на жизнь и историю. Он пригласил нас на трапезу, мы общались и подарили ему книгу А.А. Ершовой «В тюрьме в 1920 году». А он подарил нам картину с изображением Свято-Георгиевского собора, написанную детьми из воскресной школы.

С архимандритом Софронием (Колосовым)

На обратной дороге в Приморске мы посетили немецкое кладбище – сразу бросилась в глаза чистота, аккуратность и какое-то светлое спокойствие этого места.

Немецкое кладбище в Приморске 1941-1945 гг.

Мы спели на кладбище «Христос воскрес» и поехали в Светлогорск (Ра́ушен, нем. Rauschen).

Светлогорск
Раушен (Светлогорск), здание водолечебницы

В этом сказочном и очень красивом городке мы нашли домик, где жил прапрадедушка Сони Бочарниковой и родилась ее бабушка, а также могилу ее прапрадедушки – это было настоящее чудо, так как среди огромного кладбища найти эту могилу было почти невозможно.

Дом прапрадедушки Сони Бочарниковой: ул. Балтийская, дом 3
У могилы прапрадедушки – Погодина Ивана Николаевича (1893-1984 гг.)
Приводим могилу в порядок

А в Зеленоградске (Кранц, нем. Cranz) мы наконец-то особенно сильно прочувствовали запах моря: была возможность совершить променад не пять минут, а гораздо больше.

День четвертый

На четвертый день мы поехали по местам наполеоновских войн. В дороге читали воспоминания генерала-лейтенанта и поэта Дениса Васильевича Давыдова о сражении при Прейсиш-Эйлау (ныне Багратионовск).

Первый город – Гвардейск (Тапиау, нем. Tapiau). Это, наверное, самый печальный город из всех, в которых мы были: там заброшенных зданий больше, чем в других городах Калининградской области (хотя в каждом городе заброшенных зданий было довольно много). Многие жители Калининградской области рассказывали нам, что немцы приезжают к своим домам и, если новые хозяева хранят их, они всегда очень благодарны, а если нет средств на это – немцы помогают: дают деньги и нанимают работников.

В одном из заброшенных домов на полу мы нашли письма и фотографии. Мы взяли некоторые, чтобы попытаться найти тех людей, которые вели переписку.

В заброшенном доме в Гвардейске

В Гвардейске нам удалось пообщаться с бабушкой Софьей. Она рассказала, что ее дом в Костроме сгорел в 1939-м году, а в 1947-м ее семью переселили в Гвардейск, в котором в то время еще жили немцы – из их квартир, куда поселили русских, немцев выселили в сарай. Софья работала дояркой, и немцы работали вместе с русскими, а потом их куда-то увезли. И когда русские и немцы прощались – они плакали.

На главной площади города установлен памятник всем русским и советским войнам, которые погибли на этой земле, начиная с наполеоновских войн.

Мемориал Гвардейска
Памятник русским воинам, погибшим в четырех войнах

Потом мы поехали в Правдинск (Фридланд, нем. Friedland).

Герб Фридланда

Фридландское сражение, происшедшее 14 июня 1807 года – самое трагичное для русской армии – полный разгром, от 18 до 20 тысяч погибших. Там мы поднялись на смотровую площадку крыши колокольни церкви св. Георгия (раньше это была кирха, а сейчас – православная церковь), с которой Наполеон наблюдал ход сражения под Фридландом.

Церковь св. Георгия в Фридланде
Церковь св. Георгия
На смотровой площадке колокольни церкви св. Георгия

В Багратионовске (Прейсиш-Эйлау, нем. Preußisch Eylau) в конце дня мы зашли в музей истории края, где нам провел экскурсию директор Александр Панченко.

Багратионовск

Он рассказывал очень интересно и захватывающе: наконец–то мы поняли, как проходило сражение при Прейсиш-Эйлау и смогли оценить героизм и храбрость русских солдат. Именно после этого сражения был учрежден знак отличия военного ордена, предназначенный для нижних чинов армии – Георгиевский крест.

В музее истории края
Гро Антуан-Жан. Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. Париж, Лувр. 1808 г.

День пятый

В этот день мы поехали в Советск (Тильзит, нем. Tilsit). Именно здесь, в Тильзите, в 1807 году, был подписан знаменитый Тильзитский мир.

На месте подписания Тильзитского мира в 1807 году, река Неман

Мы зашли в Музей истории города Советска и там нам рассказали о его истории: от его основания рыцарями Тевтонского ордена до сегодняшнего дня. Особенно много рассказывали про Тильзитский мир и королеву Пруссии Луизу.

Мы пошли к Мосту королевы Луизы через реку Неман (нем. Memel), на которой 13 (25) июня 1807 года императоры Александр I и Наполеон встретились на плоту, поставленном посредине реки, и около часу беседовали с глазу на глаз.

А через реку была Литва.

Мост королевы Луизы – на границе с Литвой

Мы смогли приобщиться к истории, «почувствовать» ее – ведь мы стояли на месте великих событий, которые изменили жизнь России и всей Европы… Накануне мы читали А.И. Солженицына, который писал, что «нельзя не признать этот шаг наивыгоднейшим в то время для России».

В этом городе опять, как везде в Калининградской области, поразило соединение советского и немецкого: на одной площади тут стоят памятник Ленину и скульптура «Лося» – символа Тильзита; памятник немецкому трамваю и ресторан «Совок».

Скульптура «Лось»
Ресторан «Совок»

День шестой

В последний наш день в Калининграде мы посетили музей-квартиру Altes Haus – «Старый дом» или «Немецкую квартиру».

Это музей о том, как жил Кёнигсберг до войны, а точнее – о быте довоенного Кёнигсберга. Это квартира немца среднего достатка в доме, построенном в 1912 году. В ней можно прочувствовать дух старого Кёнигсберга.

Удивительно, сколько разных вещей с разным назначением было у немцев, но при этом ничего лишнего и все аккуратно и продуманно! Но директор музея еще больше нас удивил, когда сказал, что такой же быт был и в русских дореволюционных домах. Хочется научиться качеству жизни тех людей, которые тогда жили. После экскурсии мы пообщались с директором музея Александром Быченко – удивительным, любящим свое дело человеком.

Александр Быченко

Завершаю рассказ, хотя рассказать можно еще многое. Нам очень понравилась поездка в эту удивительную и странную землю. Очень много разных впечатлений, но самое большое – это смешение немецкого и советского. Во всем. И на фоне старинной немецкой архитектуры, ее праздничной строгости и гармонии, некрасивость советских зданий ощущается намного острее и больнее чем в других российских городах. Мы видели руины немецкой культуры, которую с большим трудом пытаются восстановить или сохранить некоторые неравнодушные люди. Очень многое было уничтожено в послевоенные годы. Новые здания здесь стараются строить красивыми, часто стилизуют под немецкую архитектуру. Хотелось бы, чтобы память обо всем лучшем и из русской истории и культуры (не только советского периода) и немецкой восстанавливалась и объединяла всех нас, а не давала поводов для страха и разделения.