Мы публикуем слово отца Виталия, прозвучавшее после вечерни в часовне Свято-Филаретовского института 30 октября 2004 года.
О необходимости новой христианизации
Дорогие братья и сестры! Благодарю за предложение помолиться с вами сегодня. Христос сказал, где двое или трое будут собраны во имя Мое, там и Я посреди них. Так что, несомненно, между нами Христос. И я тогда воспользуюсь этой возможностью, чтобы сердечно поблагодарить не столько руководство института, как вас – всю общину, за то, что вы делаете для просвещения христианского и за патронаж, который вы осуществляете для помощи старым, беспомощным людям, старым развалинам, таким как я и моя жена. Вы все, видимо, принадлежите к этому патронажу и я вас всех искренне благодарю.
Хватит теперь взаимно благодарить друг друга. Отец Георгий благословил меня сказать несколько слов в конце по поводу того, что было прочитано из пророка Ионы. Да, хорошо, я скажу, но скажу так, как всегда говорил в своей жизни. Простите, я много говорил, но говорил своеобразно и никогда не похоже на то, что называется академическим набором благочестивых красивых слов. Я постараюсь кратко, хотя для меня это очень трудно. Мы читали сейчас про Иону во чреве китове. На эту тему написано много богословских размышлений: и о покаянии, и о тридневном воскресении и так дальше. А я скажу другое, я скажу про современность, в которой живем. Кто такой Иона во чреве китове? Это – наша страна, наш народ, наша церковь после революции. Мы величали себя святой Русью, Бог знает чем, а, в сущности, бежали в своей жизни от Бога. Только произносили набор благочестивых и красивых легенд и слов. И тогда Господь всколыхнул историю. И тогда исторический корабль, на котором плыл наш народ, наша страна потрясло так, что он стал тонуть. Бросила история нас в море бурлящее, во чрево китово. И были мы в этом чреве не три дня, а много лет, восемьдесят лет, может быть, до тех пор, пока не началась перестройка. И это всем нам наука. Как бы снова не всколыхнулось море историческое и не захватило нас, как бы новый кит не поглотил нас снова.
Дорогие братья и сестры, а ведь нам предстоит сейчас новая христианизация, пост-Владимирская. При Владимире крестили Русь официально. А потом уже все стали по рождению именоваться христианами, так называемыми, православными, хотя в большинстве своем христианами являлись только по имени. Так появилось выражение «Святая Русь». Сейчас на постсоветском пространстве полная свобода, даже хаос воцарился уже, а не свобода. Нам теперь предстоит с вами настоящая христианизация нашего народа, нашей церкви, будем говорить правду. И мы должны с этим справиться. Конечно, мы не подготовлены, конечно, мы плохие. Но, в конце концов, тогда честно надо сказать про себя, что мы не подготовлены. Но то, что можем делать, надо начинать делать уже сейчас и, в конце концов, научимся.
Дорогие братья и сестры! Вы делаете дело, которое необходимо делать. Не всегда, может быть, очень удачно, не всегда хорошо, но вы делаете. Пытаетесь в Филаретовском институте проводить катехизацию, научение. Тот, кто считает, что вы неправильно делаете, пусть возьмет и сделает лучше, и покажет всем, как надо делать. Ведь это касается не только нас с вами, но и, так называемых, патриотов, которые, желая показать, какие они православные, готовы считать каждого встречного еретиком или обновленцем. Легче всего у нас сейчас стало быть православным. Я православный, а вокруг меня все еретики или же обновленцы. Этим, так называемым, православным придется плохо, также как и нашей иерархии и нашим властям, если не опомнимся все и не возьмемся за настоящее обучение народа и не станем жить по-христиански по-настоящему. А для этого нам, дорогие братья и сестры, и всему народу нашему надо объединиться под руководством нашей иерархии. Какая она ни есть, но она иерархия, без иерархии церковь быть не может. И святейший патриарх, какой ни есть, он святейший патриарх. Поэтому все мы должны объединиться, я не говорю – вокруг о. Георгия. Но он тоже дело делает. Я много был за границей, посылали меня, несчастного. Я думал: вот вернусь, и мы начнем здесь обсуждать, как надо жить. Но никакого обсуждения нет двадцать лет, я почти с ума схожу от этого. Дорогие братья и сестры, жизнь заставит, в конце концов, обсуждать это всех. И дай вам Бог сил, ума и постоянства в этой новой христианизации!
Последнее. Дорогие мои девушки и женщины, я вас, простите, люблю, хоть я и старый уже, но я вам в ноги кланяюсь за ваши труды, за ваши молитвы. Вот это настоящее, не обижайтесь, отец Георгий. Слышит ли Бог всяких там протоиереев, протопресвитеров со всякими знаками отличия? По всей вероятности, вряд ли слышит из-за грехов наших. А вот их лучше слушает Бог, несмотря на то, что они тоже свои грешки имеют. Вот здесь сегодня была маленькая Наташа, так вот она у Бога святая! Вот таких детей Бог слышит по-настоящему, потому что они чистые! Дай вам Бог своих детей наставлять по-настоящему и дожить до того, как они возрастут и станут настоящими православными, настоящими христианами. И станет наша страна воистину христианской еще до второго пришествия и встретит Господа, когда Господь придет, уже как Русь православная, настоящая православная, настоящая христианская. Ей, Господи, гряди!
Впервые опубликовано в сборнике проповедей протопресвитера Виталия Борового «Быть свидетелями Христа. Проповеди». М., Свято-Филаретовский институт, 2016 г.
Материал подготовили Галина Ложкова, Дарья Макеева
Фото Анатолия Мозгова