Кто мы: русские или советские?

13 августа 2018
В преддверии фестиваля «Преображенские встречи» в Екатеринбурге провели исследование на тему национальной самоидентичности русского народа
Центральная площадь Екатеринбурга
Центральная площадь Екатеринбурга

Опрос проводился инициативной группой Свято-Екатерининского малого православного братства, которое выступает организатором фестивальной площадки под названием «Кто мы: русские? советские? ... Христианство и национальный вопрос» (Москва, Сокольники, Павильон 7А, Площадка 13).

В результате большевистского эксперимента, начавшегося в нашей стране в 1917 году и продолжавшегося более 70 лет, на нашей земле возникла новая историческая общность людей – «советский народ». И главной жертвой этого эксперимента стал русский народ, ведь для того чтобы вывести новый антропологический тип Homo soveticus, нужно было уничтожить титульную русскую нацию, изгнать или перемолоть лучших её представителей.

Советский период закончился, но советское по-прежнему продолжает жить в нашем государстве, в обществе, в церкви и в человеке. Иногда его называют не советским, а постсоветским или даже русским, то есть произошло смешение понятий, влекущее за собой самые серьёзные последствия, которые нам ещё предстоит осмыслить.

В рамках исследования было проведено анкетирование жителей Екатеринбурга от 20 до 75 лет, разного пола и социального положения, образования и вероисповедания, всего около 60 человек. Респонденты должны были ответить на вопросы: какой национальный символ соотносится сегодня с Россией; являются ли слова «советский» и «русский» синонимами; чем гордится и чего боится современный россиянин; каковы три основные черты русского и советского человека; стал ли русский человек советским.

В качестве главных символов России большинство респондентов назвали герб, флаг, двуглавый орел, медведь. Среди прочих символов были названы: матрешка, Путин, футбольный мяч, Москва, Сибирь, волк-забивака, эмблема «Аэрофлота», Храм-на-Крови.

На вопрос «Являются ли слова «советский» и «русский» синонимами?» подавляющее большинство респондентов ответили «нет». Лишь три человека ответили на вопрос положительно.

Поводов для гордости у россиян, по мнению опрошенных, оказалось довольно много: родина; победа во Второй мировой войне (1941–1945); спортивные достижения; наука; русская культура и литература; военная мощь; первые в космосе; свобода слова; православие; «Крым наш»; благосостояние; предки. Только один респондент ответил: «Гордиться нам нечем».

Поделились екатеринбуржцы и страхами современных россиян, среди которых были названы: бедность; нищета; рабство; любые перемены; финансовая нестабильность; война; старость; скука; безработица; кредиты; полиция; неуверенность в будущем детей; рост цен; пенсионная реформа; обман со стороны правительства. Один из ответов был: «Страшно потерять Бога, больше ничего».

Среди главных положительных черт русского человека были названы: широта души, трудолюбие, щедрость, терпение, вера в Бога, доверчивость, смекалка. Были отмечены и отрицательные черты: беспечность, беззаботность («и так сойдет»), лень, мечтательность, безынициативность.

Положительного в советском человеке нашли меньше: доброта, сплоченность, борьба за правду, трудолюбие.

Зато на отрицательные характеристики советского не поскупились: безбожие, страх, «жизнь, как у всех», пресмыкание перед властью, зависть, безынициативность, равнодушие, злоба, закрытость, эгалитарность, соглашательство, бесхозяйственность, идеологичность, гордыня, нищета, карьеризм, готовность предавать, отсутствие исторического сознания. Чаще всего встретился ответ «страх».

При этом большинство отвечали, что советские черты обедняют русского человека, подавляя в нем творческий дух, любовь к родине, связь с предками, сея парализующий страх, недоверие, подозрительность, глупость, безбожие.

В последнем вопросе – «стал ли русский человек советским?» – мнения респондентов почти уровнялись: половина считает, что стал, половина – что нет. Один из ответов звучал так: «К сожалению, стал, и сегодня нужен возврат к "христианскому" человеку – и для русских, и для советских».

Конечно, данная работа не претендует на роль полноценного социологического исследования в силу небольшой выборки и опроса в одном городе. Подобное исследование было бы интересно провести и в других городах Российской Федерации, чтобы срез мнений и размах проблемы стал более очевиден. 

Елена Каштанова

загрузить еще