– Екатерина Ивановна, почему и когда, на ваш взгляд, перед родителями с особой остротой встает вопрос воспитания ребенка?
Екатерина Недзельская: Обычно тема воспитания актуализируется в жизни семьи, когда родители видят, что что-то идет не так. Ведь пока ребенок маленький, пока он послушен, имеет с родителями общение, вопросы воспитания стоят не так остро, все как бы идет своим чередом. А вот в период взросления, когда дети входят в подростковый возраст и дальше, родители видят, что ребенок сталкивается с психологическими проблемами, на него серьезное влияние оказывает внешнего мира, формируются свои интересы, выбирает авторитетов и ориентиры в жизни и так далее. Прежнее общение ребенок уже не воспринимает, нужно что-то менять. Тут вопрос воспитания и обостряется. И особенно у церковных родителей, потому что для них важен не просто вопрос воспитания в детях этических норм, но и передача христианских ценностей.
– Тема христианского воспитания – непростая. Что, на ваш взгляд, является здесь основополагающим?
Екатерина Недзельская: Очевидно, в нашем обществе в целом наблюдается кризис духовно-нравственного воспитания, нечеткость выстраивания иерархии ценностей. В современном информационном поле все смешано – добро и зло. Дети постоянно сталкиваются с этими вопросами и в школе, и на улице и т.д. Поэтому для нас важно научить детей различать добро и зло, определять границы, искать и выделять смыслы. И общечеловеческие, и христианские. Для этого важно разобраться в них самим и передать это детям…
– С чего начать?
Екатерина Недзельская: Думаю, с узнавания истории и восстановления утерянной традиции. Особенно важно разобраться в истории недавнего нашего безбожного прошлого – периода революции, гонений, войн, репрессий в России. Ведь тогда была прервана целая глубокая духовная традиция, подорваны основы семейной жизни, изменены ценности воспитания детей, вместо этого была навязана идеология.
– Что на этом пути может помочь современным верующих родителям?
Екатерина Недзельская: В помощь и воскресные школы, и семейные клубы, и разные совместные родительские проекты (фестивали, походы, семинары и т.д.). Здесь важно личное участие и инициатива родителей, ведь нельзя формально взять какую-то программу и адаптировать ее под себя.
– Можете привести примеры?
Екатерина Недзельская: Как пример воскресной школы, пожалуй, приведу подготовку педагогов в нашей Екатеринбургской учительской семинарии. Недавно я была на защите дипломных работ, и то, что там звучало, говорит о серьезном уровне подготовки педагогов. Здесь рассматриваются разные педагогические системы, уделяется внимание детской педагогике и психологии разных возрастов, истории, изобразительному искусству, готовятся методички (например, по знакомству ребенка с храмом, с житиями святых) и т.д. Как пример личных родительских инициатив могу привести Екатеринбургский Детский центр духовного развития – детище нескольких верующих родителей. В центре регулярно проводят встречи и для детей (культурно-просветительские – о музыке, искусстве, истории, краеведению и т.д., киноклубы, литературные гостиные, экскурсии), и для взрослых (семинары, лекции, совместные выезды). Эти встречи проводятся родителями не только ради расширения культурного кругозора, но ради общения и помощи в воспитании и образовании детей, в том числе, христианском.
– Что делать, если на организацию подобных центров нет сил?
Екатерина Недзельская: Нужно искать такие места, интересоваться, где и что есть, где говорится о христианском воспитании. Нам важно понимать, что само собой ничего не прорастет, ребенку нужно помогать.
– Какие главные цели ставит перед собой ваша школа? Чего хотят и ожидают родители, когда приводят сюда своих детей?
Екатерина Недзельская: Нашей школе в этом году исполнилось 15 лет. С чем приходят к нам родители? С разными вопросами. Кто-то намерен приобщить ребенка направленно к церковному искусству. Кто-то находит вдохновение в слове «иконопись», приводит своего ребенка с целью, чтобы тот стал иконописцем. Кто-то ищет осмысленной духовной среды для своего ребенка. А кто-то приходит просто потому, что школа расположена в православном храме. Это бывают даже неверующие люди, просто они считают, что здесь плохому не научат. Каждый год родители и дети приходят разные. Мы принимаем всех. Как бы они к нам ни попали – через друзей, знакомых, по радио услышали, объявление увидели, на храм сориентировались и т.д. Есть у нас дети и с ограниченными возможностями. Учатся дети в течение 10 лет, в конце защищают дипломную работу, обычно триптих. Здесь мы предлагаем свободу выбора и темы, и техники изображения. Перед родителями мы тоже не закрываем дверь, они могут по желанию присутствовать на занятиях. Взаимодействие и сотрудничество – это один из принципов нашего педагогического подхода: родитель, учитель, ученик – три человека, которые участвуют в образовании ребенка. Мы общаемся, собственно, всегда очень тесно. Родители много нам помогают, но и они от нас тоже что-то берут. И многие из тех, кто приходит с настороженным отношением к вере и церкви, потом как-то потихонечку и сами приходят в храм, задают вопросы и начинают интересоваться верой.
– Как через изобразительные образы можно воспитывать и взращивать веру в детях?
Екатерина Недзельская: Тут я вижу важным двунаправленное усилие – дать навыки и конкретные знания плюс приложить усилия в духовном воспитании. Это очень важно, иначе навыки превращаются в сухой профессионализм, манерность, ребенок научается технике, методам, но смыслы не может ни опознать, ни передать. Важный акцент мы ставим на создании художественного образа, чтобы человек мог передать традицию и смыслы, которые несет в себе образ.
А еще – важно научить ребенка видеть красоту, изображать ее, чувствовать гармонию. Это принципиально – потому что в красоте раскрывается Бог. Часто именно через видимую красоту люди приходят к Богу. Созданное человеком вдохновлено свыше. Творчество не состоит из фантастических вещей. Как говорил известный уральский художник Виталий Волович, «творчество – это труд, труд и труд». В профессии художника, музыканта по сути может раскрыться призвание человека. Он как пророк должен делать то, что открывается ему свыше. А начинается все с воспитания. Чем больше будет таких людей, которые будут созидать мир вокруг себя, видеть и творить красоту, будет меньше зла, греха и разрушения.
– Что можно пожелать родителям, кто озадачен вопросами христианского воспитания своих детей?
Екатерина Недзельская: Нам важно самим опознать, какого духа мы наследники и носители? Что мы передаем будущему поколению, как мы их воспитываем, в какой традиции? Какие ценности разделяем и передаем? Христианское воспитание детей начинается с себя.